Диджитал, конечно, в Японии есть. Но он не такой, как мы привыкли. А все потому, что это – страна традиционных ценностей. На эту тему рассуждает Ахмед Джухани, основатель интернет-агентства Amp Up Digital из Токио.
Спокойствие, только спокойствие
Диджитал строится на данных и точной оценке ROI (возврата инвестиций). В Японии все иначе – там правит традиционный маркетинг.
Японцы до сих пор верят в эффективность обычной рекламы, флаеры и абсурдные ТВ-ролики. Диджитал включен в процессы в намного меньшей степени.
Это заметнее всего во «входящем» маркетинге.
«Входящий» маркетинг – это техника привлечения клиентов через маркетинговые туннели.
(Привлечение – Конверсия – Приближение – Восторг. /Незнакомцы – Посетители – Лиды – Потребители – Промоутеры. / Блог, соцсети, ключевые слова, страницы – Call to action, целевые страницы, формы, контакты – Email, ранжирование, WorkFlow, CRM – Соцсети, умные «призывы к действию», имейлы, WorkFlow).
Диджитал-подход задействует разные инструменты – от SEO до контент-маркетинга – которые важны для brand awareness, вовлечения и конверсий.
Почему этот подход не используется в Японии? На рабочие процессы там сильно влияют культурные устои. Иерархическая структура ригидна, роли распределяются по старшинству.
В Японии живут по принципу: «Не чини то, что не сломано», поэтому там нет привычной нам экспериментальной среды. Нет желания рисковать, которое так важно во входящем маркетинге.
В маркетинге нужны постоянные эксперименты: только они помогают найти правильный путь. В Японии действуют иначе.
Несколько лет назад японский рынок был совершенно не структурирован, а LinkedIn был одним из множества сайтов для связи. Потом туда пришли Джош Фечтер и Голди Чан и сделали качественную платформу. Теперь у LinkedIn лучший контент.
Поисковый маркетинг
Главный поисковик в Японии – это Yahoo!.
Хотя Yahoo! использует тот же алгоритм для ранжирования сайтов, что и Google, поиски по ключевым словам (и соответственно таргетирование) различаются.
Кандзи (японская письменность) тоже приносит ряд неудобств. Каждый иероглиф может иметь несколько значений, что значит, что множество ключевых слов могут обозначаться одним иероглифом.
Из-за этого поисковые системы не справляются с SEO-техниками black-hat: это и заполнение сайта ключевыми словами, и проплаченный back-linking (когда один ресурс размещает у себя ссылку на другой).
Black hat в SEO – это алгоритмы, которые «обманывают» поисковик, чтобы подняться в рейтинге.
Но даже в Японии не стоит прибегать к подобной тактике –поисковые системы стараются обходить «нечестные» сайты.
Кроме поисковых систем, маркетологам нужно помнить еще об одной вещи: англоговорящие люди в Японии – это отдельный рынок. В стране живут и работают десятки тысяч иностранцев и будет только расти.
Что же это значит для SEO в Японии?
Нужно быть очень осторожным. Англоязычное население пользуется Yahoo! по-другому и намного реже. Они все еще предпочитают Google.
Когда вы делаете поиск по ключевым словам, различайте google.com и google.co.jp. Убедитесь, что проверили оба ресурса, чтобы принять более обдуманное решение.
Соцсети в 2018
Instagram – будущее японского B2C
Согласно Nielsen/Net Ratings Japan, Instagram показывает самый большой и быстрый рост в Японии. Сейчас аудитория соцсети – 17,1 млн пользователей.
В Японии есть маркетинг влияния, но пока бренды предпочитают микроинфлюенсеров, которые готовы рекламировать продукт бесплатно. Поэтому у Instagram огромный потенциал для брендов.
Facebook — король японского B2B
Facebook в Японии – соцсеть для В2В маркетинга. Сейчас он становится сродни LinkedIn – платформойсетевого взаимодействия.
Есть перекос по возрасту: менее 7% пользователей FB – младше 20, а 50% – старше.
Платформа хороша для рекламы в соцсетях, ведь в японском Facebook – самые высокие конверсии в мире. Для В2В маркетологов эта соцсеть – простой способ достичь своих целей.
Twitter — упущенная возможность
Япония широко представлена в Twitter, здесь он даже популярнее, чем Facebook. Но компания игнорирует японский рынок и никогда не инвестировала в него. Пока другие платформы заметно растут, Twitter стагнирует.
LinkedIn — пан или пропал
Как было сказано, в других странах Linkedin – это мощный инструмент для того, чтобы продвинуть свой бренд.
В Японии сайт воспринимается по большей части иначе: как платформа для поиска работы, потому что продвижение по карьерной лестнице люди получают за выслугу лет.
Как говорит Хорхе Сзуки, менеджер по продажам в LinkedIn Japan, профессиональная кампания могла бы изменить позиционирование сети.
YouTube — платформа-победитель
Самая популярная платформа в Японии. Пользователи ведут себя здесь совершенно не так, как на других ресурсах. Точнее всего назватьYouTube ТВ-приложением. Тем не менее, оно невероятно популярно среди молодежи. Инвестиции в стриминговую платформу себя оправдают.
Перевела Дарья Михалева