Блокада + сегодня = фотореконструкции Сергея Ларенкова. Скорее всего, вы встречались с его работами на просторах Интернета: это у него современная Исаакиевская площадь вновь зарастает блокадными капустными полями, а по украшенному к очередной годовщине Победы Невскому проспекту изможденные люди везут тела близких на кладбища.
"У меня обе бабушки и оба деда прошли через Блокаду. Бабушки работали на предприятиях осажденного Ленинграда, деды здесь воевали, с детства я многое от них слышал о том времени. Когда стариков не стало, пришел мой черед рассказать об этом моим детям, тогда я взял фотокамеру, пошёл по тем же местам, где были мои родные во время войны, — рассказал Сергей в интервью From Past With love.
— Говорить о блокаде необходимо. Очень много грязи сейчас выливается в адрес тех людей, которые уже не смогут ответить. Если мы будем молчать, наша история, подвиг наших близких будут растоптаны".
Вот так из желания сохранить память у морского лоцмана, который каждый день выводит суда в море, родился целый проект, посвященный оживлению прошлого:
"Впервые я начал совмещать старинные открытки с современным видом году примерно в 2005-м. Первые работы были довольно неуклюжими, но со временем стало получаться лучше. Десять лет назад я начал делать серию фотореконструкций с блокадными фотографиями, — делится он.
— Сам процесс создания простой: нахожу интересную фотографию, ищу место, где её сделали, вычисляя до сантиметров точку, где находился фотограф, переснимаю, накладываю старое фото на современное на компьютере"
Впрочем, кое-какие трудности у Сергея всё-таки возникают. Например, для этой фотореконструкции из галереи пришлось поломать голову в поиске той самой исходной точки съемки: как вы понимаете, встать средь бела дня на середине Невского проспекта (одной из самых оживленных магистралей Петербурга) — не самая простая задача.
Ещё одна загвоздка — это перемены в облике города: "Некоторые места практически не изменились, но от некоторых видов ничего не осталось, — поясняет Сергей. — Я стараюсь, чтобы на снимках хоть что-нибудь совпадало, иначе не будет эффекта присутствия.
Ленинград после войны был восстановлен практически в прежнем виде, и лишь поздние новоделы выделяются на фото. Гораздо труднее было перенять Сталинград, Минск, Берлин и Дрезден, где разрушения были намного больше. Да и в Москве некоторые фотографии было трудно привязать".
Да, помимо 400 фотореконструкций о Блокаде Ленинграда, среди работ Сергея есть ещё и более 1000 посвящений городам-героям, городам, освобожденным Красной армией, как у нас, так и в Европе.
Он также совмещает современные реалии с кадрами Первой мировой войны, Русского экспедиционного корпуса во Франции, высадке союзников в Нормандии и Советско-финской войне.
"По мере возможности я продолжаю находить и привязывать к современности военные фотографии. Кроме исторических фотореконструкций я экспериментирую с наложением старинных акварелей на современные виды нашего города, интересно получается"— рассказывает Сергей.
Сегодня идею Сергея Ларенкова поддерживают люди и в России, и за границей, они также занимаются созданием исторических фотореконструкций. При этом сам Сергей уже давно никак не обозначает своё авторство. На днях он выложил всю серию своих работ о Блокаде в соцсеть с пометкой “все фотографии можно скачивать и использовать на свое усмотрение”:
"Я делаю работы для души, и мне надоело их подписывать — это не главное. Лишние знаки отвлекают от смысла. Если кто заинтересуется, автора найти не трудно" — считает он.
Что ж, читатели FPWL, надеюсь, точно теперь будут узнавать работы Сергея Ларенкова. От себя добавлю, что его фотореконструкции, на мой взгляд, это прекрасный способ помочь людям лучше осознать и прочувствовать, через какие ужасы пришлось пройтись ленинградцам, а значит память об их подвиге будет сохранена ещё на долгие годы.
(с) Автор — Мария From Past With Love Тычинина, 23.01.2019