Фильм приурочили специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. Даже премьерный показ в московском кинотеатре "Россия" проводили 7 сентября.
Вообще, Госкино не сразу утвердило заявку Рязанова на экранизацию пьесы Александра Гладкова: им не нравился жанр. По их мнению, комедийный подход будет высмеивать русскую армию, а не прославлять. Однако, режиссеру удалось убедить руководство, не без помощи Ивана Александровича Пырьева.
Но это было не самым сложным в процессе работы над фильмом, гораздо тяжелее было выполнить адаптацию сценария пьесы для киноэкранов.
Дословная экранизация пьесы не влезла бы в хронометраж картины, поэтому надо было её в некоторых местах сократить, а в некоторых изменить, чтобы не нарушать целостности картины. В итоге за переработку сценария пьесы взялся сам режиссер Эльдар Рязанов. Это был его первый серьезный опыт написания стихов, в дальнейшем режиссер писать их все больше и больше, в том числе и для своих фильмов.
На роль Шурочки пробовались несколько актрис, в том числе Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих. Многие были уверены, что на эту роль режиссер утвердит Алису Фрейндлих, она много раз встречалась со съемочной группой фильма. Но режиссер окончательно выбрал никому неизвестную студентку второго курса ГИТИСа Ларису Голубкину. А Алисе Фрейндлих принес извинения следующим образом: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Окончательное утверждение на роль актеры получали только после того, как демонстрировали умение держаться в седле. Но вот у Юрия Яковлева этот момент не уточнили. Он очень испугался, когда его посадили на цирковую лошадь и сказали: "Ну, вперед!". Актер испуганно вцепился за лошадь, обняв её за шею, но в седле удержался. Благодаря своему упорству и умению концентрироваться, он уже через несколько дней чувствовал себя верхом очень комфортно и уверенно.
Вообще, как вспоминают актеры, сцены с лошадьми снимать было очень тяжело: это были цирковые лошади, которые привыкли скакать в помещении по кругу, а тут - открытый воздух, холод, снег, метель. Рязанов в такие моменты очень злился: "Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные…"
Насчет натуры режиссер переживал не зря: к съемкам приступили в начале марта, когда снег уже начал подтаивать. Сначала снимали в тенистых местах, где снег таял медленнее, затем перекочевали в лес, начали подвозить снег грузовиками. Однако, под конец съемок (это была середина апреля) снега уже и подвозить было неоткуда, поэтому оставшиеся сцены снимали на "искусственном снеге", если смесь из опилков, мела и нафталина так можно назвать.
После того, как готовый фильм показали руководству, фильм им в целом понравился, но вот к виду партизан были претензии: "Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?". Дело в том, что актеры во время съемок очень много времени проводили на свежем воздухе, очень хорошо кушали и в целом весьма весело проводили время, что положительно сказалось на их внешнем виде: в кадре они выглядели очень довольными, отдохнувшими, откормленными. Но переснимать что-то было поздно.
Фильм очень понравился зрителям, его разобрали на крылатые фразы, а поручик Ржевский стал героем многочисленных анекдотов, что говорит о качественной работе всех, кто работал над фильмом "Гусарская баллада".