Главные, второстепенные и эпизодические персонажи. Переходные персонажи.
Первая из цикла статей про персонажей будущей книги будет именно о разделении персонажей на группы: такие как главные, второстепенные и эпизодические персонажи. Так же мы научимся создавать переходных персонажей на примере детективной истории.
1. Итак, что же это такое и чем отличаются главные, второстепенные и эпизодические персонажи между собой?
Главные персонажи – это протагонист (герой) и антагонист (злодей), конфликты которых выдвинуты на первый план и являются основными инструментами в раскрытии автором проблематики текста. Как протагонистов, так и антагонистов может быть несколько и чем больше их, тем насыщеннее может быть книга (как, к примеру, детектив, в котором каждое новое дело имеет своего антагониста).
Второстепенные персонажи – это персонажи, конфликты которых не являются главными, или вообще не указываются в книге. Они могут быть как на стороне протагониста, так и на стороне антагониста, зачастую это друзья, подручные и ближайшие знакомые главного персонажа (но есть исключения). В детективе такими персонажами скорее можно назвать пострадавшего (пострадавших), подельника (если такой имеется) патологоанатома, эксперта-криминалиста и т.д.; следователи которые расследуют это дело (зачастую их не больше 5) относятся к главным персонажам.
Эпизодические персонажи – третьи по значимости, за частою упоминаются два, три раза (например свидетели в детективах), и выводят высших по значимости героев на верный, или не верный путь из «жизненного тупика» (безвыходной ситуации). Обычно их вводят для того, чтоб дать какую-то подсказку основным персонажам (пример, те же свидетели, или как последнее время часто встречается в фэнтези какая-то гадалка, которая говорит всего пару фраз, но дает глубокую почву для размышлений). Их проблемы и переживания, как правило, не описываются. Зачастую описывается лишь внешность.
Как мы видим, чем ниже класс персонажа, тем меньше и короче о нем рассказывается в книге и тем реже он мелькает по сюжету. Так что серьезное отличие в «популярности персонажа» и его важности дает повод разделять нам их на такие группы. Основные персонажи, это те о ком вы пишите книгу, второстепенные, это те, кто всегда рядом с основными персонажами и пребывают с ними в каких-либо отношениях, эпизодические - вспомогательные двигатели по сюжету.
2.Так что такое переходной персонаж, и как создать такого?
Бывает так, что какой-то персонаж на протяжении сюжета получает все больше внимания автора (например когда оказывается, что тот, кого все считали свидетелем или пострадавшим оказался антагонистом) такой персонаж называется переходным.
Переходной персонаж – это персонаж, который на протяжении сюжета поднялся на одну, или две ступени выше своего звания (второстепенный – основной, эпизодический – основной и т.д.). Такие персонажи нужны для поддержания интриги в рассказах.
Создание такого образа не представляется особо сложным, гораздо сложнее не выдать лишней информации в сюжете, но в то же время сложить вероятную версию развития событий. Образ подобного персонажа должен либо внушать доверие, либо немного настораживать читателя.
Представим себе такую историю: убили довольно состоятельного человека во дворе многоэтажного дома, где тот живет. Соседка (божий одуванчик) этого человека утверждает, что слышала крик во дворе и видела убийцу со спины, и что скорее всего его убил бомж которому мужчина не давал жить в их подъезде. У него нашли нож со следами крови. Бомж говорит, что не прочь бы и прибить его, но не делал этого ибо в то время с друзьями бухал у маленького магазинчика и продавщица это подтверждает. Бомж косит на то, что слышал, как убитый разбирался с какими-то мужчинами бандитской наружности, оказывается это охрана конкурента этого мужчины и убитый давно собирал компромат на него. В то же время на эту соседку нападают, и она попадает в больницу. Она описывает лицо убийцы, но оказывается, что это маньяк которого давно ищут, и этот маньяк учился в одном классе с убитым в школе, и у них были часто ссоры. Соседку выписывают из больницы и та едет к своей маме, один из следователей едет туда дабы сопроводить ее (у него могут быть к ней романтические чувства) и ее мать слышит их разговор о убитом, и соседка как-бы нечаянно роняет фразу о том, что она была у матери в тот день, но это не так. И тут мать этой соседки слышит еще и имя убитого. Мать соседки догоняет следователя за порогом и открывает тайну о том, что соседка убитого, когда была молодой его отвергла, и тот ее изнасиловал, у нее после этого не сложилась жизнь.
Таким образом, мы из второстепенного свидетеля-пострадавшего сделали главного антагониста данной ситуации: в начале представив ее слабой беззащитной женщиной и поддерживая этот образ, а в конце превращая ее в холоднокровного убийцу.
Описание должно подчеркнуть слабость женщины и ее доброту ко всем и вся. Допустим такое описание: «дверь открыла довольно молодая на вид женщина лет до тридцати; ее светлые волосы небрежно собранные в хвостик обрамляли ее довольно загорелое лицо и подчеркивали яркую улыбку которой она встретила следователей. Ее одежду составляли клетчатая юбка черно-красных цветов и рубашка в полосочку бело-желтая, поверх одежды этой был фартук, и явно было видно, что следователи оторвали ее от хозяйственных дел.» Обычная внешность домохозяйки не вызывает никаких подозрений и кто бы мог подумать, что она и есть хладнокровный убийца. В русских историях имя далеко не главное, но вот если история происходит в другой стране, то имя будет иметь огромное значение.
Мы узнали основные принципы создания явного представителя каждого класса, и представителя переходного персонажа. Удачи вам, писатели. И главное никогда не бойтесь экспериментировать и да прибудет с вами муза.