Найти тему
НЕФТЕТАНК

После добычи: что происходит с нефтью дальше?

Все, что знает о нефти простой обыватель, вероятнее всего, известно ему из Интернета, СМИ и научно-популярной литературы. У тех, кто по работе никак не связан с нефтяной отраслью, в реальности мало шансов попасть, скажем, на разрабатываемое месторождение или нефтеперерабатывающий завод. Это закрытые для массового посещения объекты, представляющие подчас целые производственные комплексы. А раз закрытые, значит, интересные! Так работает наша психология. В своем блоге компания «Нефтетанк» уже многое рассказала о процессе поиска и добычи нефти, а сегодня мы решили приоткрыть завесу тайны и поделиться тем, что происходит с нефтью после ее извлечения на поверхность.

Перегонка сырой нефти

Только что добытая нефть называется сырой. Она имеет очень ограниченную сферу применения. Чтобы получить из нее бензин, авиационное, промышленное топливо и мазут, сырую нефть подвергают обработке. На языке нефтяников это называется перегонкой. Вам будет интересно узнать, что в девятнадцатом веке, когда мир только-только научился перерабатывать нефть в практически применимые нефтепродукты, в нефтяную отрасль хлынули… производители виски! Да, это не ошибка. Дело в том, что тогда аппарат для перегонки нефти был не сложнее самогонного. В нем сырую нефть кипятили, а конденсат разделяли на фракции, остужая и получая на выходе конкретный продукт.

Высокие технологии и промышленные объемы добычи, конечно, усложнили этот процесс и разделили на целый ряд этапов. Сегодня нефть сначала готовят к переработке, обезвоживая и обессоливая ее. Затем получают нефтепродукты первичной обработки, потом – вторичной. В финале их еще раз дополнительно очищают от разных примесей. Главная цель любого нефтеперерабатывающего производства: получить больше ценного и дорогостоящего бензина и меньше дешевых мазута и асфальта.

Обычно нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) строят в непосредственной близости от месторождения. Также учитывают близость к транспортной сети, энергоисточникам и, конечно, конечным потребителям. В России первый полноценный НПЗ появился лишь в конце 1980-х годов. Сегодня на территории нашей страны уже двадцать семь НПЗ. Средняя глубина переработки нефти составляет 71,5%. А вот, скажем, в США с помощью современных технологий сумели довести эту цифру до 95%.

-2

Нефтехимия

Но на этом процесс переработки нефти не заканчивается. Дальше в дело вступает нефтехимическая отрасль. Используя в качестве источника сырья природный газ, попутный нефтяной газ и прямогонный бензин, получаемый на первичной стадии нефтепереработки, нефтехимия способна получить массу полезных производных. Во-первых, это олефины (используются для синтеза полимеров), ароматические и нафтеновые углеводороды (используются для производства моторного топлива и смазочных масел). Во-вторых, спирты, альдегиды и кислоты (используются в разных отраслях промышленности). В-третьих, поверхностно-активные вещества. И, наконец, в-четвертых, полиэтилен и различные полимеры.

Транспортировка нефти

Времена деревянных бочек для перевозки нефти давно прошли. Поэтому к конечным потребителям нефть транспортируют несколькими современными способами.

Самый экономичный – по трубопроводам. Однако он не всегда применим. Иногда строительство трубопровода слишком дорого или невозможно по географическим причинам, и тогда нефть переводят железнодорожным, водным, автомобильным или воздушным транспортом.

По рекам и озерам нефть транспортируется на баржах и в речных танкерах, по морям и океанам – в морских танкерах. Один морской супертанкер может за раз перевезти миллион тонн нефти. Перевозка нефти по железным дорогам осуществляется в специальных прочных металлических цистернах вместимостью до ста двадцати тонн. На автомобилях нефть перевозят только на сравнительно небольшие расстояния. Например, с пункта загрузки до ближайшей АЗС. А воздушный флот подключается в крайних случаях. Например, если доставить нефть нужно в суровые арктические условия. Для этого обычно используют металлические бочки. Однако есть и более универсальные резервуары, применяемые независимо от погодных условий и дальности, например, прочные полимерные емкости, производимые компанией «Нефтетанк».

Мягкие резервуары нефтетанк
Мягкие резервуары нефтетанк