29 января 1994 – 2 сентября 1926
Когда на афише фильма значился Евгений Леонов, то советский гражданин смело покупал билет. Смешно точно будет.
Настолько любим актер был в народе, уважаем…
Такой простой вроде, искренний, с круглой добродушной физиономией, всегда позитивный и в прекрасном настроении. Так казалось советскому зрителю. На самом деле многое было иначе. Леонов как-то с горечью в интервью признался: “Вся моя жизнь - эта череда обид”. Так стыдно, неловко и больно, за них, за великих, которые так много дали и редко что получали от нас.
Я, признавался Леонов, с детства такой увалень, а в душе как герой Александра Грина, тот самый, который приехал за Ассоль. Да, в душе Евгений с юных лет был романтиком.
Студенческие годы пролетели в один миг. И после окончания театральной школы москвич Женя оказался в театре Станиславского. Думаете, слава сразу нашла своего героя? Совсем нет. У Леонова в труппе были годы простоя. Ролей не давали. Режиссеры отказывались даже пробовать Женю в спектаклях. К 30-и годам у Леонова случился творческий кризис. Возвращаясь домой, он неустанно спрашивал родных, мол, какой я актер? Может так себе? А стоит ли тогда продолжать?
На счастье в театре появился новый режиссер Яншин, который и разглядел в артисте большой талант и возможности острого смешного персонажа.
Тогда как раз ставили спектакль “Дни Турбиных”. И Михаил Яншин к удивлению всех позвал на главную роль его, неуклюжего скромного Леонова. Все фыркали, ну не потянет. А он вдруг удивил всех. Оказалось, и любовная сцена как раз его, а не очередного красавца. Леонов повеселел, передумал бросать театр и заблистал. В газетах потихоньку стали печататься хвалебные статьи.
А в 31 год у актера появилась и любимая женщина Ванда. Появилась и осталась на всю жизнь, родила сына. Свою жену Евгений очень любил, но как говорят, мучился в браке. Слишком разные оказались супруги. Евгений Павлович по сути был мягким, ласковым человеком, который ценил и ждал слово и ласку больше чем тарелку супа. А Ванда не понимала телячьих нежностей, зато тарелка супа была наготове.
В 1959 году режиссер Фетин задумал снять “Полосатый рейс”. На главные роли были приглашены супруги-дрессировщики, а вот роль мнимого умельца досталась Леонову. Почти 2 часа смеха и веселья. Евгений Леонов после выхода фильма, что называется, проснулся знаменитым. Хотя съемки дались ему с трудом. Страшно было очень.
Это уже потом с мосфильма носили сценарии пачками - было из чего выбрать. Тут тебе картина “Тридцать три”, тут тебе режиссер Гайдай со своими шедеврами. Слава пришла к нему почти в 50 лет.
А вот в театре наступила черная полоса. Ушел друг Яншин, а новый режиссер не видел Леонова в новых постановках. От природы прямой и честный Леонов не вынес интриг. Не стал бороться за место в спектаклях, а просто ушел в театр Маяковского. Друзья говорили, очень переживал артист, что подвинули. А жена Ванда признавала, что вспомнил страхи молодости о ненужном актерстве своем.
Он ведь не умел спорить, убеждать, стоять на своем. Ну вывели из штата, ну так тому и быть. Я перетерплю. Однажды добрые люди из театра донесли. С тобой, Женя, коллеги вовсе не хотят работать, киношный ты, понимаешь? Вот после этого у Леонова и случился 1 инфаркт.
Он действительно в 70-е годы снимался все больше в кино, чем появлялся в спектаклях. Любимые и народные картины “Белорусский вокзал”, “Афоня”, да даже Винни из мультика, ну разве можно забыть актера Леонова? Он ролями своими, душевными радостями навсегда занял место в сердцах зрителей.
Казалось, поживай на лаврах, а он мучился. То сыграл неубедительно, то криво. Евгений любил заниматься самоедством, копанием в себе.
А в 1975 году великого артиста уволили из театра Маяковского. Причина банальна - зависть.
Все случившееся очень подкосило любимца СССР. Как говорят, он всего стал бояться. Смерти, молодых коллег, даже переживал за внука во время совместных прогулок. А мы думали, он и в жизни такой веселый, да?
Смерть настигла актера 29 января 1994 года.