Найти в Дзене

"Молодая Гвардия"

9 февраля 1943 года в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки были казнены руководители подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия": Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко и Виктор Субботин.

Олег Кошевой.
Олег Кошевой.

Период новейшей отечественной истории, именуемый «перестройкой», катком прошёлся не только по живым, но и по героям прошлого.
Развенчание героев революции и Великой Отечественной войны в те годы было поставлено на поток. Не минула чаша сия и подпольщиков из организации «Молодая гвардия». «Развенчатели советских мифов» вылили огромное количество помоев на юных антифашистов, уничтоженных гитлеровцами.
Суть «разоблачений» сводилась к тому, что никакой организации «Молодая гвардия» якобы не существовало, а если она и была, то её вклад в борьбу с фашистами был настолько ничтожным, что о нём не стоит и говорить.
Больше других досталось Олегу Кошевому, который в советской историографии назывался комиссаром организации. По всей видимости, причиной особой неприязни к нему со стороны «разоблачителей» стал именно статус «комиссара».

-2

Утверждалось даже, что в самом Краснодоне, где действовала организация, о Кошевом никто не знал, что его мать, ещё до войны являвшаяся состоятельной женщиной, зарабатывала на посмертной славе сына, что она ради этого опознала вместо тела Олега труп некоего старика...
Елена Николаевна Кошевая, мать Олега, не единственная, об кого вытерли ноги в конце 1980-х. В том же тоне и едва ли не теми же словами оскорбляли Любовь Тимофеевну Космодемьянскую — мать двух Героев Советского Союза, погибших во время войны, — Зои и Александра Космодемьянских.Те, кто топтался на памяти героев и их матерей, до сих пор трудятся в российских СМИ, носят высокие степени кандидатов и докторов исторических наук и чувствуют себя превосходно...

"Лида Андросова, 18 лет, извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запеченная кровь"
"Лида Андросова, 18 лет, извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запеченная кровь"

Между тем, реальная история «Молодой гвардии» запечатлена в документах и показаниях свидетелей, переживших нацистскую оккупацию.
Среди свидетельств подлинной истории «Молодой гвардии» есть и протоколы осмотра трупов молодогвардейцев, поднятых из шурфа шахты № 5. И эти протоколы лучше всего говорят о том, что пришлось пережить перед смертью молодым антифашистам.
«Ульяна Громова, 19 лет, на спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны рёбра...»
«Лида Андросова, 18 лет, извлечена без глаза, уха, руки, с верёвкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запекшаяся кровь».
«Ангелина Самошина, 18 лет. На теле были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда...»
«Майя Пегливанова, 17 лет. Труп обезображен: отрезаны груди, губы, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда».
«Шура Бондарева, 20 лет, извлечена без головы и правой груди, всё тело избито, в кровоподтёках, имеет чёрный цвет».
«Виктор Третьякевич, 18 лет. Извлечён без лица, с чёрно-синей спиной, с раздробленными руками». На теле Виктора Третьякевича эксперты не нашли следов от пуль — он оказался в числе тех, кого сбросили в шахту живым...
Олег Кошевой вместе с Любой Шевцовой и ещё несколькими молодогвардейцами был казнён в Гремучем лесу близ города Ровеньки.

Ангелина Самошина, 18 лет. "На теле Ангелины были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда..."
Ангелина Самошина, 18 лет. "На теле Ангелины были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда..."
Майя Пегливанова, 17 лет. Из протокола осмотра тела: "Труп Майи обезображен: отрезаны груди, губы, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда".
Майя Пегливанова, 17 лет. Из протокола осмотра тела: "Труп Майи обезображен: отрезаны груди, губы, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда".
Шура Дубровина, 23 года. "Тело было обезображено - выколоты глаза, выбиты зубы, сломаны обе руки".
Шура Дубровина, 23 года. "Тело было обезображено - выколоты глаза, выбиты зубы, сломаны обе руки".
"Шура Бондарева, 20 лет, извлечена без головы и правой груди, все тело избито, в кровоподтеках, имеет черный цвет
"Шура Бондарева, 20 лет, извлечена без головы и правой груди, все тело избито, в кровоподтеках, имеет черный цвет
Тося Елисеенко, 22 года. «Труп Тоси был обезображен, пытая, ее посадили на раскаленную печь».
Тося Елисеенко, 22 года. «Труп Тоси был обезображен, пытая, ее посадили на раскаленную печь».

В ночь на 15 января 1943 года Анатолию Попову исполнилось девятнадцать лет. Придя в себя после пыток, перенесённых на допросе, он раздобыл у хлопцев клочок бумаги и кровью написал на нём: «Поздравь меня, мама, с днём рождения, не плачь, утри слёзы».
Записку согласился передать один из полицаев, сосед Поповых. Поздно ночью он тихонько постучал в окно, бросил в форточку бумагу и шепнул: «Иди, мать, в полицию. Может, успеешь попрощаться». Не чуя под собой ног, мать Анатолия, Таисья Прокофьевна, выбежала на улицу. Ярко светила луна. У самого здания полиции Таисия Прокофьевна увидела, как распахнулись ворота, из ворот выехала крытая брезентом автомашина и на большой скорости помчалась к шурфу шахты N5. Из-под брезента глухо доносилась песня. Хриплые многочисленные голоса негромко пели любимую песню...В этом хоре Таисия Прокофьевна узнала и голос своего сына. Их везли на казнь.
Как ни изощрялись палачи, им не удалось вырвать ни единого слова признания у молодогвардейцев. Они не слышали жалоб, мольбы о пощаде.
…Подавляющее большинство молодогвардейцев вели себя на допросах с достоинством. Несмотря на избиения, они упорно не выдавали своих товарищей — откровенно признали палачи.
Так же мужественно юные подпольщики шли на казнь. На следствии Подтынный показал:
«Один раз мне пришлось сопровождать группу молодогвардейцев к месту казни. Я видел, как следователь по криминальным делам из маузера расстреливал в упор молодогвардейцев, затем их сбрасывали в шурф. Комсомольцы при этом держались мужественно, с достоинством, никто не просил о пощаде».
В материалах судебного следствия по делу Подтынного есть копия показаний эсэсовца Древитца, который во время оккупации служил в жандармерии в городе Ровеньки. Как известно, здесь были расстреляны руководитель «Молодой гвардии» Олег Кошевой и бесстрашная связная подпольщиков Люба Шевцова.
С наглым цинизмом Древитц описывает их казнь:
«Поставив арестованных на край заранее вырытой в парке большой ямы, мы всех расстреляли. Затем я заметил, что Кошевой ещё жив и был только ранен. Я подошел к лежавшему на земле Кошевому и в упор выстрелил ему в голову.
Из числа расстрелянных во второй партии очень хорошо запомнил Шевцову. Она обратила на себя мое внимание своим внешним видом. У неё была красивая, стройная фигура, продолговатое лицо. Несмотря на свою молодость, она держала себя мужественно. Перед казнью я Шевцову подвел к краю ямы для расстрела. Она не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть…»
* * *
В памятном людям старшего поколения кинофильме «Молодая гвардия» сцена смертной казни фашистами молодогвардейцев представлена чрезвычайно пафосно и героически. На самом деле смерть красивой не бывает, и в жизни все было проще и намного страшнее.
Валя Борц, которой в числе немногих молодогвардейцев посчастливилось выжить, вспоминала: «То, как пытали юношей и девушек из «Молодой гвардии», не рискнет описать ни один писатель. Это намного ужаснее, чем у Фадеева...». Олегу Кошевому, который заявил палачам, что именно он является руководителем подполья, выкололи глаз и выжгли на теле номер его комсомольского билета. Сергею Тюленину сквозь огнестрельную рану в руке просовывали разогретый до бела железный прут, загоняли под ногти иглы, раздробили суставы пальцев. Девушек насиловали...
Из свидетельств краснодонских полицаев, которых еще несколько десятков лет «вылавливали» по всей стране, мы имеем возможность в деталях узнать, как расправились с молодыми героями. Первую группу молодогвардейцев повезли на смертную казнь в ночь с 15 на 16 января 1943 года. Полицаев, которым не особо доверяли, сопровождали немецкие жандармы. Расстреливать молодогвардейцев решили над шурфом шахты, чтобы затем тела казненных сбросить на 80-метровую глубину. Полицаи выстроились в две шеренги, создав коридор, по которому должны были перегнать обреченных от грузовика до шурфа шахты. И когда группа молодогвардейцев со связанными за спиной руками тронулась в последний путь, Виктор Третьякевич-организатор и руководитель "Молодой гвардии" ударил немецкого жандарма ногой в пах. Воспользовавшись заминкой, несколько молодогвардейцев бросились бежать. Одному из них - Анатолию Ковалеву - это удалось.
В следующие ночи обреченных уже вели на смертную казнь поодиночке. Девушкам, чтобы не выкрикивали патриотичные лозунги, завязывали над головой платья, ребятам - затыкали рты...
Бывший следователь Краснодонской полиции И. М. Черенков показывал:
— После бегства из Краснодона мне как-то рассказывал Захаров, что когда к шурфу шахты № 5 вывели для расстрела Третьякевича, то он схватил за одежду его, Захарова, и Соликовского и хотел вместе с ними броситься, но Соликовский успел ударить его по голове пистолетом. Третьякевич потерял сознание. Бессознательного его бросили в шурф.
Комиссар был первым сброшен в 53-х метровый шурф шахты № 5 г. Краснодона. За ним расстреляли и сбросили в шурф и других юношей и девушек. Всего 49 молодогвардейцев."
Решение о казни у шахты № 5 -бис принимали начальник полиции Соликовский и бургомистр Стаценко. Место было проверенное, там уже расстреливали краснодонцев.
По делу на казнь "молодогвардейцев" вывозили в четыре приема. В первый раз, 13 января, — тринадцать девушек, к которым подсадили шесть евреев. Сначала расстреляли и сбросили в шурф шахты № 5-бис евреев. И тогда девушки начали кричать, что они ни в чем не виноваты. Полицейские стали поднимать и завязывать девушкам платья над головой. И некоторых бросали в шахту живыми.
На следующий день к шахте на трех подводах вывезли еще шестнадцать человек, в том числе Мошкова и Попова.
Третьякевича сбросили в шахту живым, потому что он умудрился схватить следователя полиции Захарова и пытался утащить его за собой. Так что сами решайте, каким на самом деле был Виктор Третьякевич, о котором еще двадцать лет после казни ни один писатель не написал ни строчки.
В третий раз, 15 января, на двух подводах вывезли семь девушек и пять юношей. И в последний раз, в первых числах февраля, на одной подводе вывезли Тюленина и еще четверых. Тогда казнь чуть не сорвалась. Ковалев с Григорьевым умудрились развязать друг другу руки. Григорьева убил переводчик Бургарт, а Ковалева только ранили — потом нашли его пробитое пулей пальто. Остальных второпях расстреляли и сбросили в шахту".
А вот показания переводчика Т. Гейста:"Во второй партии арестованных была Люба Шевцова. Когда их поставили у капонира для укрытия машин, Люба обвела глазами солдат и полицейских. Кто-то не выдержал и рявкнул: "Нагни голову, партизанская сволочь!" Помню, Люба сорвала с себя пальто и шаль, разорвала блузку и крикнула: "Стреляйте!". Раздались выстрелы, она пыталась еще что- то сказать, но запрокинулась и упала в яму".
Никто из палачей "Молодой гвардии" не мог на следствии привести ни единого факта малодушия, трусости молодогвардейцев. Они ушли из жизни с гордо поднятой головой, твердо веря в правоту своего святого дела.
"В конце января 1943 года около полуночи в полицию прибыла грузовая машина с немцами, - показания Тихона Усачева, бывшего полицая, которые хранятся в архиве СБУ. - Мне сунули список участников "Молодой гвардии" и приказали отобрать их из числа арестованных. Построив всех в шеренгу, мы повели их к машине якобы для отправки в Ворошиловград. Но молодогвардейцев везли на шахту N 5. Там их сбросили живыми в ствол. Кошевого и Шевцовой среди ребят не было. Их задержали в городе Ровеньки, где и расстреляли".
Шахта № 5. Место казни краснодонских подпольщиков. Покат и приземист, цвета запекшейся крови, этот старый террикон. На его вершине, будто изнутри - из ствола шурфа - рвется к небу, мечется, волнуется живое крылатое пламя - Вечный огонь.
Вот площадка у подножия террикона, с которой они шли в последний свой путь... К смерти? К бессмертию!