Рок-опера «Иисус Христос - Суперзвезда» хоть и была написана в 1970 году, всё же, продолжает оставаться злободневной (и, видимо, будет продолжать во все времена). Актуальные постановки по всему миру – прямое тому подтверждение. В Москве, к примеру, прямо сейчас, в 2019 году, регулярно можно наблюдать несколько версий этой рок-оперы (даже на разных языках). Я смотрела "Иисус Христос - Суперзвезда" в театре имени Моссовета, но поделюсь в впечатлениями когда-нибудь в другой раз (возможно, когда сравню с версией театра Стаса Намина), а эта статья о другом.
Относительно новая постановка и экранизация этого мюзикла 2012 года (Live Arena Tour) ещё одно подтверждение актуальности произведения. Версия режиссёра Лоуренса Коннора получилась весьма злободневной и показала многие аспекты и проблемы именно современного общества. Сравнительного анализа версий 73-го и 12-го годов я пока еще нигде не встречала, а интерпретации одной из арий ключевого персонажа, Иуды – тем более. А ведь они исполняются в совершенно разное время представителями разных поколений. Это важно заметить и уметь интерпретировать. Насколько изменилось прочтение за это время? А восприятие? Изменились ли средства музыкальной и вокальной выразительности? На эти вопросы стоит попытаться найти ответы.
Почему я выбрала именно арию Иуды «Heaven on their minds?» – Тут всё просто. Несмотря на то, что опера называется «Иисус Христос – Суперзвезда», Иуда выступает здесь в роли главного героя наравне с самим Иисусом. Образ Иуды, пожалуй, самый противоречивый во всем произведении. Восприятие знакомой большинству людей библейской истории меняется при просмотре рок-оперы не только потому, что здесь древний сюжет положен на современную музыку и изложен с некой отсылкой к современному обществу, но и потому, что Иуда не показывается здесь просто хладнокровным предателем. Его образ очень неоднозначен, но виден один очень важный момент – он явно хочет добра, как Иисусу, так и всему своему народу. Этот образ интересен как объект исследования.
К тому же, «Heaven on their minds» - это первая ария рок-оперы. Она звучит сразу после увертюры. И в ней, по сути, показывается практически весь смысл мюзикла. Иуда высказывает в ней свои опасения, которые впоследствии подтвердятся. На мой взгляд, это один из ключевых музыкальных номеров в данном произведении.
Это первая статья из СЕРИИ. Цель этой серии - проанализировать арию «Heaven on their minds» в исполнении Карла Андерсона (1973 год) и Тима Минчина (2012 год).
Я постараюсь показать особенности культурно-исторического периода, когда была создана рок-опера, а именно Великобританию 60-х – 70-х гг. XX столетия, и развитие музыкального искусства в Британии того времени; проанализировать творчество авторов произведения (Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса) в период написания этой рок-оперы. И, разумеется, моя основная цель - сделать сравнительный анализ арии «Heaven on their minds» в исполнении Тима Минчина (2012 год) и Карла Андерсона (1973 год), найти сходства и различия в вокальном и актерском исполнении, а так же, в целом, в представлении образа Иуды в 1973 и в 2012 годах. Насколько они похожи и в чем разнятся.
Это моя первая статья из серии, потому что в одну всё не поместится. Я пишу её на основе своей работы, которую провела, будучи студенткой магистратуры по специальности "вокальное искусство: академическое и эстрадное". Если вам интересно больше почитать ещё что-то об этой рок-опере, в заключении серии, я поделюсь литературой, которой пользовалась при проведении своего небольшого исследования. Пишите в комментариях, нужно ли это вам. Если да, напишу дополнительную статью с советами, что почитать да посмотреть по теме.
А пока, я, конечно, советую посмотреть фильм "Jesus Christ Superstar" 1973 года (реж. Норман Джуисон) и фильм-спектакль 2012 года (реж. Лоуренс Коннор), тогда вы будете ещё лучше подготовлены к прочтению следующих статей данной серии, и мы с вами сможем вести диалог :)
Может быть, вы уже видели какие-то версии этой рок-оперы? Пишите в комментариях. Лайки, подписки и репосты тоже горячо приветствуются!