Попытка реконструкции: «Сын Мерлина» или «сын Мефодия»?
Давно меня мучает теоретический вопрос — какова была «истинная история» богатыря Алеши Поповича? Его происхождение? Давайте попробуем реконструировать. (Теорию, что на самом деле его прототип — боярин 13 века, отметаем, ибо так не интересно).
Если Алеша Попович — богатырь при дворе Владимира Красно Солнышко, лишь недавно свергнувшего языческие идолы в Днепр, то кто его отец? В смысле, успел бы после Крещения страны завестись и размножиться на Руси хотя бы один нормальный поп? Чтобы его сын, попович, успел вырасти и в княжескую дружину попасть, да застать в ней еще бодрого княжеского дядю Добрыню? Или Алеша Попович — сын приезжего византийского попа? Хотя я думаю, к нам только черное монашество засылали, особенно поначалу. Или можно придумать драматическую историю про священника-византийца, нарушившего обеты ради глаз прекрасной славянки, у которого родился мальчик Алеша... Или историю про ребенка-сироту, сына убитого корсунского попа, которого захватил с собой на север князь Владимир после разорения города...
А может, а может он был сын могучего волхва! Местного Мерлина или Гэндальфа. Но из политкорректности его переделали в "поповича"! И тогда его решение идти не по магической, а по военной стезе — это такая мощная драматическая линия, демонстрация характера, отказ от врожденной маны! Кстати, и в случае "сын попа" уход в армию — это тоже вызов, хоть не такой демонстративный.
***
Конечно, как мне подсказывают, сведения о спорадических крещениях славян на Киевской Руси появлялись и раньше, до массового обращения страны Владимиром. Крестились Аскольд, княгиня Ольга... Византийские миссионеры наверняка прибывали с ними на Русь. Но вопрос — это было белое или черное монашество? Разрешалось ли миссионерам жениться? Если да, тащили ли они с собой греческих жен или женились на местных? (то есть Алеша может быть полукровкой. А вдруг от друидки обращенной?!)
Если мы примем идею, что поп-отец прибыл в Киев еще до официального крещения страны, так, чтобы по времени его сын успел вырасти и стать младшим ровесником Добрыне и Илье — то дополнительный вопрос: какие были условия для христиан в языческом Киеве? Священники (также как и все прочие), предпочитают размножаться в комфортных условиях, если же на дворе православных каждый день режут, то психологически трудно решиться на создание большой семьи.
Договор 944 года (за сорок с лишним лет до Крещения Руси) киевского князя Игоря с византийскими императорами свидетельствует о существовании в Киеве двух религий: язычники клянутся выполнять договор на холме перед идолом Перуна, христиане присягают в церкви Святого Илии. Про нее отдельно указывается, что она "соборная", то есть возможно, в Киеве были еще и приходские церкви?
В любом случае, православный священник в Киеве того времени — это должна быть достаточно видная фигура, особенно если он из одной-единственной, или одной из пары церквей в городе. Или он был не киевлянин? А из другого крупного "русского" города?
А может, Алешиным папашей был лихой расстрига (болгарин, например), сбегший от цивилизации и суда за днепровские пороги и прибившийся к княжескому двору... Или природный викинг, в малолетстве по дурости попавший в константинопольскую монастырскую школу, а потом оттуда сбежавший?...
Важно, что у богатыря стандартное греческое имя "Алексей", а не какой-нибудь "Добрыня" или "Святогор" славянский.
А, между прочим, иностранца (византийца, "грека"), в княжескую дружину бы не взяли — как указывает в комментариях к этой животрепещущей для каждого думающего человека теме автор романа о викинге И.Муромце "Храбр" писатель О.Дивов, подробно исследовавший тему реалистичности славянского фэнтези с точки зрения истории.
Быть может, поп был не византийским, а уже местным, рукоположенным из славян? Тогда его сын по пятой графе уже проходит для призыва в элитные войска. Но ведь, чтобы стать священником, надо получить образование, особенно в сложных условиях свежекрещенной дикой страны. Когда службу перестали вести на греческом языке у нас и стали на церковнославянском? Когда на Руси появились священники не "из греков", а из местных? К митрополитству, вон, наших не пускали до 14 века.
Но вернемся к версии о хтонической связи Алеши с родной землей, которую отмечают и нормальные ученые, исследователи фольклора. Несмотря на христианское имя, он единственный из знаменитой троицы обладает магическими способностями. Рождение Алеши было чудесным, напоминающим рождение очень сильного магического персонажа — Волха: оно сопровождается громом.
Хитрость и ловкость Алеши сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха.
Алеша самый младший, самый слабый и самый хитрый поэтому. Иногда даже отмечают его хромоту — известный "чертов" признак, см. Воланд и все предшествующие дьяволы, т.е. это явная связь с язычеством! Нет, не тянет, не тянет это на христианнейшего героя...
Короче!
Если бы я писала роман об Алеше Поповиче, то это было бы славянское фэнтези про политику и интриги.
Князь Владимир на киевском престоле, его советники — смуглые византийцы с хищными носами Аль Пачино и Арманда Ассанте. Они зыркают своими глазами-маслинами и стараются пресекать всякое языческое непотребство. Богатыри князя обожают его и выполняют любые решения, включая уничтожение языческих идолов и вырубку священных рощ. А вечерами они собираются во дворце вокруг Круглого стола и весело пьют, пока народ немного ропщет от смены курса.
Отец Алеши Поповича — могущественный волхв, ранее бывший советником князя. После того, как все посыпалось, он удаляется в дубравы, где пытается растить мальчика своим преемником. Но тот растет непослушным, неверующим, хитроумным и с невероятным интересом к женскому полу (и в былинах такой же). При этом у него врожденные магические способности. Юноша сбегает от друидов, прибивается ко двору князя, где демонстрирует навыки джигитовки и фехтования, которым его научили другие изгнанники, бывшие богатыри, не пожелавшие остаться в христианском Киеве. Он берет христианское имя "Алексей", а имя и род занятий своего отца скрывает, назвав его "попом". При дворе Алеше очень нравится — он молод и падок на славу и чувственные удовольствия. Также ему нравится воинское братство, и подвиги в поле, в том числе с нечистью — змиями и оборотнями, во время которых он может показать свое превосходство перед товарищами.
Но едва он успел занять прочное место в Киеве, как в город под чужими именами прибывают замаскированные волхвы, которые хотят либо погубить Владимира, либо совратить его своей темной магией обратно к языческой вере. Они знают настоящее имя Алеши и начинают его шантажировать, чтобы он им помог. Что делать Поповичу? Как сохранить статус кво? Попробует ли он вывернуться собственной хитростью и колдовством? Или будет искать союзников при дворе? К кому он обратится — к бывалым богатырям с мощным ударом левой, к хитроумным гридням князя, к самой княгине или ее теремным девушкам? А может, он рискнет и откроется византийцам — и обнаружит в них неожиданно полезных союзников? Или же воззовет к помощи отца и попросит его скрытно прибыть в Киев и помочь выросшему питомцу — князю Владимиру? Оставайтесь с нами, и вы окунетесь в мир магии, поединков на копьях, интриг и любовных манипуляций.
Не забываем покупать мою бумажную книгу "Омерзительное искусство", про всякую гадость на картинах о греческой мифологии. ОЗОН
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.