Найти тему
Справочник кинопижона

Немецкий Экспрессионизм - Носферату, Калигари, Мабузе

Оглавление

Экспрессионизм – яркое, хотя и кратковременное явление в кинематографе Веймарской республики. В чистом виде экспрессионизм просуществовал всего 5 лет (с 1920 по 1925). Оказал мощнейшее влияние на формирования жанров классического фильма нуар и готического хоррора. Определить экспрессионизм легко: если вы смотрите немой немецкий фильм начала двадцатых с обилием условных декораций с острыми углами, использованием светофильтров (кадр будто подкрашен), активным применением контрастного освещения, болезненными сомнамбулическими персонажами, обилием крупных планов и резких углов съемки и тягучим саспенсом – 9 из 10, что вы смотрите именно экспрессионистский фильм. Иногда возникает ощущение, что вы смотрите кино, снятое инопланетянином или кем-то не принадлежащим к человеческому виду.

5 фильмов, которые стоит посмотреть для понимания явления

Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet des Dr. Caligari) 1920, режиссер – Роберт Вине

Говорим немецкий экспрессионизм, подразумеваем «Кабинет доктора Калигари». Редкий случай, когда один из первых фильмах жанров становится его вершиной. Про фильм написано столько, что если распечатать все тексты, то можно заставить листами не одну книжную полку.

Носферату, симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens) 1922, режиссер – Фридрих Вильгельм Мурнау

-2

Самая известная экранизация «Дракулы» Брэма Стокера, где вампира зовут не Дракула. Суровая всё-таки вещь – авторские права. «Симфония ужаса» почитается многими как самый страшный фильм о вампирах. Доля истины в этом есть. Если начать просмотр часа в три ночи, эффект будет впечатляющим.

Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse, der Spieler) 1922, режиссер – Фриц Ланг

-3

Фильм, породивший с десяток сиквелов и вдохновивший несколько поп-песенок. Мабузе занял достойное место в пантеоне вымышленных криминальных гениев в одном ряду с Фантомасом, Мориарти, Фу Манчу и Блофельдом.

Последний человек (Der letzte Mann) 1924, режиссер – Фридрих Вильгельм Мурнау

-4

Не хоррор и не триллер, а совсем даже социальная драма, перекликающаяся с «Шинелью» Гоголя. Резкие углы съемок в наличии, но актерская игра чуть более реалистична, чем принято в экспрессионистских фильмах.

Фауст (Faust: Eine deutsche Volkssage) 1926, режиссер – Фридрих Вильгельм Мурнау

-5

Экранизация легенды о Докторе Фаусте и её интерпретации Гёте стала настоящим экспрессионистским блокбастером. Бюджет фильма составил 2 миллиона рейсхмарок, кассовые сборы, однако, подкачали. Как и любой крупный провал, фильм со временем стал культовым, а потом и классикой. В принципе это неудивительно: Мурнау использовал в фильме практически весь доступный на то время киноинструментарий, включая наработки экспрессионизма.

Закончена пробная книга проекта "Справочник кинопижона". Приобрести можно здесь - https://ridero.ru/books/spravochnik_kinopizhona/

5 режиссеров, фамилии которых стоит загуглить

Роберт Вине – человек, шокировавший Веймарскую республику «Кабинетом доктора Калигари». Снял не так громко прозвучавшие, но не менее достойные экспрессионистские фильмы «Раскольников» и образцовый немой хоррор «Руки Орлака». С пришествием к власти НСДАП спешно покинул Германию, чтобы больше туда не вернуться.

Фридрих Вильгельм Мурнау – самый известный режиссер-экспрессионист. Несколько его фильмов («Носферату», «Последний человек», «Восход солнца» и «Табу») не покидают всевозможные списки лучших фильмов в истории кино. Работал как в Веймарской Германии, так и позже в Голливуде. Рано погиб, чем породил культ, сравнимый с Элвисом и Джеймсом Дином. Стал одним из главных прообразов Макса Касла в романе «Киномания» Теодора Рошака.

Фриц Ланг – возможно самый известный немецкий режиссер всех времен. Отметился во многих жанрах, включая экспрессионистскую «Усталую Смерть» и «Доктора Мабузе», которые отличаются более спокойным визуалом, в сравнении с «Калигари» и «Носферату».

Пауль Лени – крупная фигура немецкого экспрессионизма. В середине двадцатых подобно Мурнау перебрался в Голливуд, где снял для студии Universal 4 немых фильма, включая 2 отменных хоррора: «Кот и канарейка» и «Человек, который смеется».

Карл Безе – автор «Голем, как он пришел в мир» наснимал более 150 фильмов. Приобрести большую известность помешал тот факт, что в отличие от большинства крупных немецких режиссеров Безе остался в Третьем Рейхе и снимал музыкальные комедии в рамках проекта «Голливуда Геббельса».