Наш эксперт, психолог, Юлия Дмитриенко, предлагает вам игры, которые помогут развить эти навыки.
Люблю наоборот
Цель — дать ребенку возможность проявить реальные чувства.
Взрослый и ребенок перебрасываются мячом со словами: «Я... (имя), люблю...», например: «Я — Женя, люблю рисовать». Через некоторое время каждый превращается в свою «наоборотку» и заканчивает это предложение, используя какие-либо «нехорошие» слова, например: «Я — Янеж, люблю плеваться».
Превратись в игрушку
Цель — способствовать проявлению истинных чувств.
Ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек ту, в которую он хотел бы превратиться, и затем от ее имени составляет рассказ.
Свободное рисование
Цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств.
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на любую тему, то есть все, что ему хочется. Для облегчения самовыражения можно использовать нестандартные изобразительные средства: театральный грим, помаду, тени, лак для ногтей.
Драматизация свободных рисунков
Цель: способствовать актуализации значимого опыта ребенка.
После выполнения свободного рисунка взрослый предлагает ребенку его оживить, превратившись в главных героев рисунка. Ребенок выбирает, кто или что в его рисунке самое главное (например, ворона и воробей или трава и дерево). Взрослый помогает ему придумать и разыграть взаимодействие между героями. Можно предложить ребенку после первой драматизации обменяться ролями и оживить картинку еще раз.
Неправильный рисунок
Цель: облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку.
Ребенку предлагается нарисовать любой рисунок, но так, чтобы он был неправильным.
Игра в куклы (необходим кукольный дом и куклы)
Цель — облегчить проявление истинных чувств.
Ребенку предлагается придумать и разыграть какой-нибудь интересный день из жизни кукольной семьи.