Артемка - 6-летний малыш. Очень симпатичный, а если его красиво подстричь и одеть - даже красивый. Но никто этой красоты не замечает, потому что у Артемки - умственная отсталость (это такое собирательное выражение для всех, кто не такой, как "надо"). Я не знаю, что там у него с диагнозами. Да никто этого и не скажет. Но физически он вполне развит на свой возраст.
У него нет проблем физических, как у Алиски. Он ходит, бегает, может лазать по лестнице, кататься с горки и на качелях, ползать разными способами. Но Артемка не говорит, он безэмоционален и его взгляд ни на чем надолго не задерживается (это только первое впечатление). Но мне почему-то кажется, что если на него обратить внимание, если с ним проводить время, к нему прислушиваться, то общение будет возможно. Может быть, не словами, а как-то по-другому. А может и с помощью речи. Не знаю. Это мои личные впечатления, ни на чем, кроме моих эмоций, пока не основанные.
Сейчас вообще что-то сложно сказать о нем конкретно. Потому что его потенциал точно не раскрыт. Я помню, как мало говорила Алиса, пока я ее не разговорила. Это было 7 самых нужных ей слов (мама, папа, не надо, вава, дай, да, нет) и все. Ей этого просто хватало. А когда я с ней стала общаться - появилась мотивация говорить новые слова, и сейчас многие удивляются, что она РАЗГОВАРИВАЕТ!
Что в нем примечательно, в этом мальчике - он постоянно хочет быть на руках. Чем сбивает с толку людей. Вроде бы подходит к тебе малыш и поднимает руки. Ты с радостью берешь его на ручки. Но он вцепляется в тебя сильно и даже как будто старается залезть выше, как обезьянка на дерево. Чтоб с рук не сняли. Чтоб подольше. А люди пугаются этого (я и сама вначале пугалась) и хотят поскорее его снять. И так ходит малыш от одного до другого волонтера. Это сегодня было к кому ходить. А в группе его на руках никто же не будет носить. Он и не просится.
Я решила держать его на руках столько, сколько ему хочется, хоть все 2 часа. И знаете что? Минут через 5 он сам слез. Немножко погулял по залу и нашел другого человека, к которому залез на ручки. Потом снова погулял и так много раз. Ребенку просто не хватает и не хватало никогда вот такого контакта "на ручки". Ему без разницы, кто его возьмет. Кажется, он и не видит, не смотрит на человека. Только бы на ручки. Он абсолютно кажется безэмоциональным.
Как бы не так! Когда я с ним провела какое то время, он уже в конце нашей "прогулки" подходил ко мне и УЛЫБАЛСЯ! Он меня запомнил, узнал. Это много значит, как мне кажется, оглядываясь на мой незначительный опыт...
Когда я его кружила на руках, он хохотал:) Странно немножко, но очень радостно:) Эмоции есть, а значит и надежда тоже есть.
А еще он очень долго смотрел в окно на снег. Подходил несколько раз к окну, я его ставила на стул, он упирался ручками в холодное стекло и смотрел. Я рассказывала, что там на улице, а он молча смотрел. И не уходил. Холодное стекло тоже его удивило. Он несколько раз прикасался к стеклу, а потом смотрел на ладошку удивленно: холодно.
Я попыталась понять, что он видит, что понимает вокруг. Несколько раз показывала окно-подоконник и когда спросила - он тоже показал где окно, где подоконник. А потом я спросила "а где лампа", и он уверенно посмотрел на потолок. Вот так.
Зачем пишу так подробно? Наверное, читать это неинтересно, и никто не будет) Просто хочется видеть прогресс. Как "было" и как "будет". А я надеюсь, что у Артемки обязательно все будет.
Сегодня прочитала свои первые записи про Алиску и сама удивилась, сколько всего изменилось! Прогресс невероятный! А разве все запомнишь?!