Найти тему
1520. Все о путешествиях

В центре Москвы сохранился тайный вестибюль метро. Он спрятан и забыт (ФОТО)

Сегодня я расскажу вам о тайном вестибюле метро в самом центре Москвы. Речь о входе в метро, о котором многие даже не догадываются, хотя неоднократно проходили мимо него. Поговорим о станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Вестибюль станции «Арбатская», 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская», 1952 года постройки. Фото: pastvu.com

Как получились две «Арбатские»

В Москве две станции «Арбатская» на разных линиях – Арбатско-Покровской и Филевской, причем они не связаны между собой пересадками. У этого есть своя история.

-2

Станция, которая находится на голубой, Филевской, линии открылась в 1935 году в составе первой очереди метро, которая включала в себя участок от «Сокольников» до «Парка культуры» (ныне Сокольническая линия) с ответвлением до «Смоленской». На ответвлении было три станции, среди которых была и «Арбатская».

Первая схема линий Московского метро
Первая схема линий Московского метро
Станция «Арбатская», 1939 год. Фото: pastvu.com
Станция «Арбатская», 1939 год. Фото: pastvu.com

После войны было принято решение о строительстве нового участка метро параллельно старому, глубже под землей. В 1953 году открылась новая «Арбатская», уже на Арбатской-Покровской линии, а старый участок был заморожен, на станциях расположились склады.

Станция «Арбатская» (1953). Фото: pastvu.com
Станция «Арбатская» (1953). Фото: pastvu.com
Метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии (2000-е годы). Фото: wikimedia
Метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии (2000-е годы). Фото: wikimedia

Вновь участок Филевской линии открылся в 1958 году.

Старый вестибюль

Старшее поколение москвичей помнит шикарный вестибюль открытой в 1953 году станции «Арбатская». Это было отдельное здание, обращенное фасадом в сторону Арбатской площади. Вестибюль был выполнен в виде трехпролетной триумфальной арки.

Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com

На сайтах архивных фотографий сохранилось много старинных снимков с этим вестибюлем. Рядом с ним был разбит фонтан.

Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com
Вестибюль станции «Арбатская» 1952 года постройки. Фото: pastvu.com

Бетонная коробка

К сожалению, в наши дни вход в метро «Арбатская» выглядит совсем иначе.

Вход на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии в 2010-е.  Фото: wikimedia
Вход на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии в 2010-е. Фото: wikimedia

В 1980-е годы было простроено новое здание Генерального Штаба Министерства обороны, и новый вход был встроен со стороны улицы Воздвиженка.

Новое здание Генштаба Минобороны. Фото: wikimedia
Новое здание Генштаба Минобороны. Фото: wikimedia

Однако мало кто знает, что старый вход, о чудо! – не был снесен и сохранился. Вот он на спутнике Яндекс-карт виден, например.

Скриншот Яндекс-карт
Скриншот Яндекс-карт

Однако видеть его могут только сотрудники Минобороны. А между тем вестибюль, фотографии которого периодически попадают в Сеть, прекрасно сохранился.

-15
-16

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.