Эти удивительные редкие картины были написаны художником Борисом Григорьевым в 1923 году. Живописец запомнил те 10 дней общения с Есениным. Поэт почти всегда был пьян, но в нем в нем Григорьев увидел икону.
В то время поэт был еще женат на роскошной, хоть и в возрасте, танцовщице Айседоре Дункан и путешествовал по заграницам. В марте он вернулся из Америки в Париж, во дворец своей жены, где его и посетил замечательный художник Борис Григорьев, который и предложил Есенину нарисовать его портрет.
Художник вспоминал, что совершенно случайно оказался на парижском вечере, который устроил брат танцовщицы Айседоры. После вечера, он в числе приглашенных попал и на вечеринку к чете Дункан-Есениных в их дом, где предложил поэту нарисовать его портрет.
Есенин с радостью согласился и к работе приступили утром следующего дня.
Естественно, Сергей Александрович были не трезвы, вспоминал Григорьев:
Лицо поэта было бледно, глаза мутно голубели после недавно завершенной пьяной ночи.
Но художнику был важен не реальный внешний вид поэта, а ощущения, которые исходили от Есенина, исполненного всем русским. Художник изображал поэта "хлебным", "ржаным", любовался копной его волос, который и в самом деле были цвета пшеницы. Григорьев даже сравнивал Есенина с иконой.
Воспоминания о той работе от художника очень красноречивы и наполнены чем-то совершенно есенинским:
Как спелый колос под истомленным поздним летним небом, в котором где-то уже заломила свои руки жуткая гроза. В Есенине я видел так много, до избытка, от иконы старорусской - так и писал. Особая дерзость отмечена в прожигающей, слегка от падшего ангела (!), улыбке, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз.
Есенин позировал перед Григорьевым в синем халате на голое тело, но художник решил его изобразить в красной одежде, потому что именно таким его увидел: в красном. А поместил он Есенина в деревенский пейзаж - окружив его всем тем, что было так знакомо и близко поэту.
Грустное, уже узнавшее городскую жизнь лицо поэта и совершенно необыкновенный, еще чистый и первозданный деревенский пейзаж.
Портрет писался 10 дней и все это время поэт декламировал стихи перед художником, а почти срезу после работы, утверждал Григорьев, Есенин попал в сумасшедший дом в Париже. Узнав об этом, Борис воскликнул:
Есенина не в сумасшедший дом надо отослать, а в Россию!
Этот редкий портрет великого русского и советского поэта был продан одному из богачей Нью-Йорка за 1000 долларов.
В это же время Григорьев создал еще один портрет Есенина - трагический. Но портрет был утерян, осталась от него одна фотография. По воспоминаниям современников, цвета были очень похожи на первый вариант: ржаные волосы и красный халат, как будто с иконы сошел падший ангел.
Ну а первая необыкновенная картина, о которой я рассказала, хранится в Нью-Йорке в одной из галерей на Манхэттене.
Вот такая интересная история про портрет нетрезвого Есенина в красном халате на голое тело, который для художник показался так похож образ с иконы.