в духе минимализма
Для кого-то детская в стиле минимализма – это белые стереотипные стены с мебелью из неокрашенной древесины. Но на самом деле, минимализм – это осознанность потребления. И для родителей важно в этом случае не фокусироваться на идее, что я строго руководствуюсь принципами минимализма, поэтому у моей дочери не будет среди игрушек яркой красавицы Барби и других модных кукол. Ближе к истине другой момент. Важно дать себе ответ на вопрос: хочу ли я, чтобы дети испытывали дополнительный ненужный стресс из-за избытка стимуляции, информации, вещей.
Хочу ли я, чтобы моего ребенка окружали мягкие цвета, нейтральный интерьер, где он смог отдыхать, перерабатывать свои чувства, концентрировался на внутреннем мире?
Важно помнить, что ребенку важны не игрушки, а наше внимание. Поэтому можно продолжать задавать важные вопросы: хочу ли я научить ребенка пренебрежительно относиться к своим вещам просто потому, что их у него слишком много. Может быть логичнее и разумнее создать для него такую среду, где он поймет важность умения ценить то, что у него есть? Хочу ли я, чтобы, когда в дом приходят гости, наш ребенок бежал к ним с вопросом: «Что ему принесли?» и оценивал людей по тем подаркам, которые получил от них? Или для меня важно сформировать у сына здоровые ценности?
Исходя из ответов на эти вопросы можно обустраивать детскую ребенка и свою игровую деятельность с ним. И минимализм становится естественным воплощением родительских ценностей и целей.
Итак, первая идея для детской в стиле минимализма – предоставление ребенку тактильного разнообразия.
Можно установить в детской деревянный детский комод, в ящики которого можно положить вещи из разных натуральных тканей: шерсти, хлопка, льна, шелка. Натуральные материалы приятны на ощупь. Ребенок может с удовольствием подолгу перебирать хлопковые платочки, складывать их и аккуратно укладывать в отделы комода.
Родителям нужно научиться «аппетитно» показывать игру с хлопковой или шелковой тканью или изделием из древесины.
Приведем еще несколько примеров детских игрушек в стиле минимализма. Это может быть и корзинка с шариками из разных материалов: стекла, металла, пластика, фарфора. Ребенок может наблюдать за различной фактурой того или иного шарика.
Идея вторая – убираем лишнее
Принцип ротации помогает избавиться от лишнего в детской комнате. Для этого достаточно приобрести несколько корзин для ненужных игрушек, к которым ребенок потерял интерес. В теории для успеха достаточно менять корзины каждые две или четыре недели. Но в реальной жизни гораздо эффективнее действует следующее правило: нужно прислушиваться к ребенку, наблюдать за тем, какими предметами он играет, и если взрослый видит, что какая-то игрушка уже неинтересна, то ее можно убрать.
Удивительно, но детей это вполне устраивает. Они не жалуются, что игрушек мало. Наоборот, когда игрушек немного, они воспринимаются детьми более выпукло и вызывают глубокую вовлеченность в игру и длительный устойчивый интерес.
Идея третья – открытая концепция
Чем проще игрушка, тем больше возможности для фантазии и легче найти интересные необычные способы игры с ней. Например, если ребенок играет пластиковым игрушечным телефоном, то выбор игр невелик. Но если ему дать деревянный красный футляр, то это может быть и телефоном, и плиткой шоколада, и книгой, и даже самолетом. Чем больше возможностей для фантазии дает игрушка, тем интереснее с ней играть. Чем она проще, тем полезнее.
Идея четвертая – акцентируем внимание детей на действия, а не на сами игрушки
Очень важно понимать то, что ребенку интересна сама игра, а не предметы. Поэтому в детской могут быть много разноцветных платков, с которыми можно проводить различные превращения: это может быть и дорожка в чудесную страну, тот же самый предмет может превратиться в плащ и даже слинг для малыша.
Набор детской посуды тоже интересен ребенку с силу того, что с ним можно производить реальные манипуляции: готовить настоящие блюда, отваривать овощи или яйца, разливать по порциям первые блюда и напитки.
Детский домик – это тоже важная игрушка, с помощью которой ребенок может моделировать различные жизненные ситуации. Это укромное пространство, где он может укрыться и поразмышлять, отдохнуть и поиграть.
Идея пятая – покупайте игрушки, исходя из реального развития ребенка
Очень важно следовать за темпом развития конкретного ребенка, а не спешить приобретать те или иные игрушки лишь потому, что кто-то считает, что они рекомендованы в этом возрасте.
Поэтому взрослый должен наблюдать за ребенком и его интересами: покупать детские музыкальные инструменты малышу, увлеченному музыкой, а тому, кто любит долго увлеченно собирать что-то крупное из мелких частей, желательно приобретать детские пазлы.
В идеале все вышеперечисленные идеи легко воплощается во время прогулки с ребенком на улице. Ведь именно природа дает самое большое разнообразие тактильных ощущений, широкое пространство для развития воображения. И что самое приятное – без лишних денежных затрат!