«Император Павел I» - второй в серии самых крупных балтийских броненосцев. Также его относят к додредноутам. Эксплуатировался 20 лет: заложен 27.10.05 г., спущен 07.09.07 г., введен 10.03.11 г., списан 21.11.25 г. Как и одноклассник, создавался на Балтийском заводе. Существенными отличиями от головного корабля не обладал. Проанализировав опыт Русско-японской, в МТК пытались сделать проект с улучшенной защитой и усиленным вооружением.
Ставку сделали на средний калибр. Наиболее распространенным в тот момент было 152-мм орудие, его решили поменять на 203-мм. Размеры и вес стали проблемой, броненосцу требовался более крупный корпус. Бронирование, эффективное против 152- и 203-мм пушек, не могло остановить снаряды калибров 343-, 356- и 381-мм. В основе лежали концепции «Бородино» и более раннего «Цесаревича», не позволившие воплотить все наработки. В МТК так и не приняли решение строить принципиально иной, новый корабль.
Работы шли очень сложно, почти два года «Император Павел I» провел на стапеле. На его достройку потратили еще три с половиной года. Временной промежуток с закладки до ввода составил пять с половиной лет. Отрасль откатилась к скорости сдачи десятилетней давности, в конец XIX века. Его силуэт был очень узнаваем по огромным сетчатым мачтам даже на дальних дистанциях. Но то, что приковывает внимание в мирное время, не всегда хорошо на войне.
Летом 1909 г. заложили «Севастополь», «Павла I» к этому времени активно доделывали в Кронштадте.
Разница между ними была очевидна. Остававшиеся на флоте броненосцы отныне могли восприниматься только как вспомогательные единицы для поддержки основных сил. Интересно, что вся тяжесть боев Первой мировой легла не на новейшие линкоры и додредноуты, а на ветеранов Русско-японской.
Несколько лет инженеры МТК провели за модернизацией проекта, по которому уже полным ходом строился корабль. Но полностью превратить его в дредноут было невозможно. «Павлу I» и «Андрею Первозванному» только предстояло найти во флоте место, соответствующее их возможностям. Как показали следующие годы, лучшим таким местом для них стал далекий от войны финский Гельсингфорс.
Летом 1910 г. «Император Павел I» по бумагам был принят в вооруженный резерв.
Чтобы окончательно ввести новинку в строй, требовалось организовать испытания и устранить дефекты. Ходовые испытания на мерной миле провели осенью, корабль развил ход в 19,5 уз. Выявилось скверное качество котлов, допускавших течи, и плохая мореходность. По достижении максимальной скорости вода заливала носовую часть до самого мостика даже в хорошую погоду. Это стало следствием довольно низкой осадки корпуса и отсутствия приспособлений, способных задерживать воду.
В октябре 1911 г. устроили артиллерийские стрельбы. Тогда же столкнулись с еще одной проблемой родом из Русско-японской – недостаточной вентиляцией башен и казематов. Корпус разделили 17-ю водонепроницаемыми переборками. Водоизмещение превысило 18,5 тыс. тонн. Башни 305-мм орудий собрали на Путиловском заводе, башни среднего калибра, как и у «Андрея Первозванного», законтрактовали Металлическому заводу.
Защита состояла из вертикальных бронеплит и настилов. В схему горизонтального бронирования входили четыре палубы: нижняя, средняя, верхняя и навесная. Обе надстройки, в которых располагались посты управления, выполнили в форме броневых цитаделей. Были полностью забронированы двухъярусные казематы в центре корпуса. Бронирование башен полностью повторяло вариант, примененный на головном броненосце. Треть всего водоизмещения приходилась на броню.
Двадцать пять водотрубных котлов питали две паровые машины. При проектной мощности в 8800 ЛС левая машина выдавала 9410 ЛС, правая – 9186 ЛС. Расчетный запас хода на одной заправке составлял 2100 морских миль. Электричество производилось шестью динамо-машинами. В спасательную систему входило тринадцать турбин для откачки воды. В дополнении к комплекту паровых катеров на борту имелось две моторные шлюпки.
Разнятся данные о численности экипажей обоих «систершипов», 957 человек на «Павле I» кажется более правдоподобным, чем 750 на «Андрее Первозванном». Броненосец выглядел очень утилитарно, отсутствовали даже вполне традиционные ряды иллюминаторов на баке и юте. Вследствие возросших размеров для всей команды удалось создать спальные места внутри корпуса. Однако возникали проблемы с вентиляцией, обитаемостью, круглосуточным использованием электрического света во внутренних помещениях.
Отрывки из хроники службы.
1911 г., в едином парадном строю недавно организованная бригада линейных кораблей: «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Слава», «Цесаревич». 1912 г., «Цесаревич» побеждает в призовых стрельбах, второе и третье места пьедестала достаются крейсеру «Адмирал Макаров» и «Павлу I». 1913 г., эскадра в английском Портленде и французском Бресте. Поход, показывающий возрождение флота после недавней катастрофы и верность союзникам.
1914 г., адмирал Эссен выстраивает центральную минную позицию, линкоры охраняют партии минных заградителей.
1915 г., соединение переименовано из 1-ой бригады во 2-ую. 1916 г., реальной становится угроза воздушных бомбардировок, усиливается зенитная артиллерия.
Март 17-го г., волнения среди революционных матросов. Апрель 17-го г., царское название признано контрреволюционным. «Павел I» превращается в «Республику».
Апрель 18-го г., эвакуация флота из Финляндии в Кронштадт и Петроград.
Тот же апрель 18-го г., корабль впервые участвует в боевых действиях, на стороне революционных сил сражается с финнами близ побережья к северо-западу от Петрограда.
Сентябрь 18-го г., возвращение в Кронштадт, ставший главной базой флота. Сентябрь 20-го г., линкор переведен в резерв и поставлен у стенки Кронштадтского порта. Ноябрь 23-го г., заканчивается подготовка к разборке, на берег свозится последнее вооружение и ценное оборудование. Ноябрь 25-го г., история «Павла I» завершается, оформляется его исключение из списков действующего флота.