Сын царя Тиридата III Великого и царицы Ашхен Хосров при жизни получил прозвище "Котак" (с персидского kutah низкий, коротышка) за свой маленький рост, так разительно отличавшийся от исполинского роста его отца и матери.
По сообщению историка Мовсеса Хоренаци Хосров был возведён на престол своего отца с помощью римской армии под предводительством Антиоха, полководца императора Константина I Великого, изгнавшего из Армении персидские войска.
Характером в отца Хосров также не пошёл, предпочитая государственным делам охоту и прочие развлечения.
«Армянский Геродот» Мовсес Хоренаци пишет:
Хотя он и был мал ростом, но ведь не до такой степени, как Александр Македонский, который хотя и был ростом в три локтя, однако же не терял бодрости духа. Этот же, пренебрегая подвигами и доброй памятью (по себе), предавался развлечениям и ловле птиц и прочим видам охоты.
Создаётся впечатление, что, начиная с Хосрова III в династическом древе армянских Аршакидов произошёл какой-то генетический сбой. И всё последующие цари этой династии (за парой исключений - Врамшапух и Пап) были в лучшем случае безвольными сластолюбцами, марионетками в руках могущественных феодалов (нахараров), в худшем – жестокими выродками вроде Тирана, сына Хосрова. Так, что упразднение персидским шахом царской власти в Великой Армении по многочисленным просьбам трудящихся, в смысле нахараров, около 428 года выглядит вполне оправданным – выродившуюся династию просто-напросто убрали из-за профнепригодности.
По счастью, у Хосрова в окружении оказались способные советчики, отважные воины и талантливые полководцы, такие как спарапет Ваче Мамиконян. Ваче помогал царю подавлять, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами, мятежи феодалов, которые почувствовав слабость центральной власти ударились в «казачью» вольницу и междусобицы, а на увещевания царя и католикоса Армянской Церкви св. Вртанеса I клали с пробором. Так, Ваче Мамиконян уничтожил два нахарарских рода - Манавазянов и Ордуни, которые несмотря на царский запрет и увещевания католикоса Вртанеса I разоряли страну своими междусобицами. Имущество опальных феодалов было передано Церкви. После этого нахапет (предводитель нахарарского рода) Датабен Бзнуни поднял бунт против Хосрова III и попытался настроить против него других нахараров, но был разбит Ваче Мамиконяном, захвачен в плен и побит камнями в присутствии царя. За предательство род Бзнуни был жестоко наказан: всех членов рода убили, а их владения передали казне. Чтобы подобные случаи не повторялись, Хосров издал закон, по которому все нахарары должны постоянно находиться при дворе царя. Однако это не помогло: начинался ещё более опасный бунт. Против царя восстал бдешх (великий князь) Бакур Алдзникский, надеявшийся на помощь Сасанидов, однако во время боя он погиб вместе со своими братьями и сыновьями.
Тут надо отметить следующий факт, подмеченный исследователем Джеймсом Расселом. Любое вторжение персов в Армению, сопровождавшееся попытками уничтожить христианство и установить (точнее восстановить, так как Армения до 301 года была зороастрийской) зороастризм в качестве официальной религии пользовалось активной поддержкой части армянской знати. И причины тут не только в их своеволии. Вполне возможно, значительная часть аристократов продолжала тайно держаться прежних языческих верований и была очень недовольна возрастающим влиянием Армянской Церкви и союзом с ней царской власти. При первом же удобном случае тайные зороастрийцы неоднократно поднимали восстания и пытались покончить с доминированием христианской религии. Не исключено, что и восстание Бакура было вызвано в том числе и религиозными причинами, тем более, что о нём историк Фавстос Бузанд прямо пишет - тот отложился от армянского царя и передал свои владения персидскому шаху:
Он способствовал персидскому царю и предал ему царские владения, находившиеся в смежности с его имением. Он вытребовал от персидского царя войска в помощь себе, отложился от армянского государства и стал воевать с армянским царем силами персидского царства.
В 30-е годы IV века (датировка очень приблизительная) несчастной Армении, раздираемой религиозными и феодальными усобицами, пришлось пережить ещё и нашествие кочевников с севера. Это были тюркские племена гуннов-савиров, в армянских источниках известных как маскуты. Они обитали в Северном Прикаспии, а также на территории нынешнего Дагестана, контролируя горные проходы Большого Кавказского хребта. Номинально подчиняясь армянским царям (с Аршакуни цари маскутов были связаны ещё и родственными узами), они во времена ослабления государства обрушивались на земли Закавказья, предавая их огню и мечу. В правление Хосрова напасть на Армению их подговорил персидский шах Шапур (о причинах см. ниже). Маскуты под предводительством их царя Санесана (если верить армянским летописцам он тоже принадлежал к династии Аршакуни) разорили всю страну и осадили столицу Вагаршапат. Хосров трусливо бежал и укрылся в крепости Дарюнк в области Ковг. Маскуты в течение целого года оккупировали Армению. Положение спас Ваче Мамиконян, которому в жестокой битве недалеко от горы Арарат удалось одержать над кочевниками победу и изгнать врагов из страны.
Контрольным выстрелом для Хосрова стало персидское вторжение в страну. Персидский шах Шапур II Великий вознамерился захватить Армению и уничтожить её государственность. По всей видимости, его поход имел и религиозные причины. Он рассматривал христиан как пятую колонну враждебной Римской империи, где христианство уже имело статус государственной религии В то же самое время Шапух начинает в землях собственно Ирана «Великое гонение» на христиан (прежде всего сирийских). А армяне (речь прежде всего о знати и царской фамилии) же, помимо прочего в глазах шаха были ещё и предателями зороастрийской веры, плюс к тому же, как я написал выше в Армении было немало тайных зороастрийцев, загнанных в подполье репрессиями царя и церковников и ждавших Шапура как освободителя.
Положение в очередной раз спас Ваче Мамиконян, теперь уже ценой своей жизни. Он во главе армянских войск отбил нападение персов, но сам пал в бою. Католикос Вартанес повелел, чтобы по всем армянским церквям совершалось поминовение полководца Ваче и его воинов как святых мучеников.
И великий первосвященник Вртанес установил закон в (нашей) стране, чтобы из года в год совершалось поминовение их, и кто, подобно им, положит жизнь свою ради спасения страны, он установил правило поминать их перед алтарем Божьим во время литургии, когда поминают святых, сейчас же вслед за ними, а к оставшимся в живых после боя иметь сострадание и попечение. Ибо, говорил он, они пали в сражении на войне подобно Иуде и Мадатии Маккавеям и подобно их собратьям.
Всё пережитое подорвало душевное и телесное здоровье царя-коротышки, и он вскоре умер. А престол занял его сын Тиран, правление которого наверняка заставило вспоминать годы царствования Хосрова добрым словом. Но это, как говорит старый мудрый еврей Каневский, совсем другая история.
А теперь о том хорошем, что сделал Хосров Коротышка.
Прежде всего он был, говоря современными словами, борцом за экологию. Как было сказано выше, он любил охотиться и повелел на берегу реки Азат созданы два больших заповедника для царской охоты. Слово Фавстосу Бузанду:
И приказал царь своему полководцу набрать в стране многочисленный трудовой народ в порядке несения (государственной трудовой повинности) хашар доставить из лесов деревья дикого дуба и насадить в Айраратском гаваре, начиная от сильной царской крепости, по названию Гарни, до того холма в долине Мецамора, который называется Двином и находится к северу от великого города Арташата. Так насадили дубовый лес вниз по течению реки до дворца Тикнуни. Этот лес он назвал Тачар-маири (“Лесные хоромы”). Еще другой лес они насадили к югу от этого места, по краю камышника, и все поле засадили дубовыми деревцами, — и лес этот назвали Хосровакерт. Там же построили также царские дворцы, и оба места оградили стенами и не соединили вместе, чтобы оставалась дорога для движения. (Лес) разросся и поднялся. Потом царь приказал набрать всяких диких животных и зверей и пустить их внутрь ограды, чтобы превратить эти места в места царской охоты, гуляний и увеселений.
Ответственным руководителем работ был приснопамятный Ваче Мамиконян (помяни Господи его душу). Насаженный по приказу царя «Хосровский лес» существует до сих пор. В 1958 году в Советской Армении эта лесная зона была объявлена заповедником.
Кроме того, царь повелел построить новую столицу Армении – город Двин. В том числе из-за неблагоприятной экологической обстановке в старой столице Арташате - русло реки Аракс сместилось к югу, и город лишился воды.
Он также переносит царский двор на пригорок выше леса, который поперсидски называется Двин, что в переводе означает «холм», и строит там тенистые палаты. Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.
Впоследствии город Двин играет важную роль в истории Армении, как столица правителей (царей и персидских наместников), центр ремёсел и торговли. Двин становится резиденцией главы Армянской Церкви, здесь проходят соборы, на которых формулируется вероучение армянского христианства.
Город процветал (в лучшие годы его население достигало 100000 человек) вплоть до монгольского нашествия в 1236 году. Монголы разрушили Двин, а жителей перебили или угнали в рабство. После чего эта земля стала необитаемой вплоть до 19 века.
Ассирийцы в Двине.
С Двином тесно связана история появления в Армении ассирийцев. В средние века ассирийцы, которых именовали «хужиками» (от названия области Хузестан в Иране, где они компактно проживали) считались еретиками («несторианами»), и армянское духовенство старалось их в Двин не пущать, дабы исключить их «дурное» влияние на собственную паству.
Однако в 19 веке, после поражения Ирана в войне с Россией по условиям Туркманчайского мирного договора, на территорию Армении началось переселение христианского населения. Как армян, покинувших эти земли в 18 веке после нашествия тюркских кочевников, так и ассирийцев, пожелавших жить в христианском государстве. Рядом с руинами древнего Двина ассирийцы в 1828 году основали село Верин (Верхний) Двин, в то же самое время рядом село Нижний Двин создали армяне, переселившиеся из окрестностей Нахчиваня.
Ассирийцы-переселенцы присоединились к Русской Православной Церкви, о чём упоминает в своей книге Несториус Малек.
В настоящее время ассирийцы Верин Двина – прихожане Ассирийской Церкви Востока.
Ещё статьи по теме:
Святой Аствацатур и "несториане" в армянском Двине.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427