Найти в Дзене
История и агиография

Армянский царь-эколог, основание Двина и ассирийцы в Армении.

Сын царя Тиридата III Великого и царицы Ашхен Хосров при жизни получил прозвище "Котак" (с персидского kutah низкий, коротышка) за свой маленький рост, так разительно отличавшийся от исполинского роста его отца и матери. По сообщению историка Мовсеса Хоренаци Хосров был возведён на престол своего отца с помощью римской армии под предводительством Антиоха, полководца императора Константина I Великого, изгнавшего из Армении персидские войска. Характером в отца Хосров также не пошёл, предпочитая государственным делам охоту и прочие развлечения. «Армянский Геродот» Мовсес Хоренаци пишет: Хотя он и был мал ростом, но ведь не до такой степени, как Александр Македонский, который хотя и был ростом в три локтя, однако же не терял бодрости духа. Этот же, прене­брегая подвигами и доброй памятью (по себе), предавался раз­влечениям и ловле птиц и прочим видам охоты. Создаётся впечатление, что, начиная с Хосрова III в династическом древе армянских Аршакидов произошёл какой-то генетический сбой. И в
Села Двин (армянское) и Верин (Верхний) Двин (ассирийское) на месте древней столицы Армении.
Села Двин (армянское) и Верин (Верхний) Двин (ассирийское) на месте древней столицы Армении.

Сын царя Тиридата III Великого и царицы Ашхен Хосров при жизни получил прозвище "Котак" (с персидского kutah низкий, коротышка) за свой маленький рост, так разительно отличавшийся от исполинского роста его отца и матери.

По сообщению историка Мовсеса Хоренаци Хосров был возведён на престол своего отца с помощью римской армии под предводительством Антиоха, полководца императора Константина I Великого, изгнавшего из Армении персидские войска.

Характером в отца Хосров также не пошёл, предпочитая государственным делам охоту и прочие развлечения.

«Армянский Геродот» Мовсес Хоренаци пишет:

Хотя он и был мал ростом, но ведь не до такой степени, как Александр Македонский, который хотя и был ростом в три локтя, однако же не терял бодрости духа. Этот же, прене­брегая подвигами и доброй памятью (по себе), предавался раз­влечениям и ловле птиц и прочим видам охоты.

Создаётся впечатление, что, начиная с Хосрова III в династическом древе армянских Аршакидов произошёл какой-то генетический сбой. И всё последующие цари этой династии (за парой исключений - Врамшапух и Пап) были в лучшем случае безвольными сластолюбцами, марионетками в руках могущественных феодалов (нахараров), в худшем – жестокими выродками вроде Тирана, сына Хосрова. Так, что упразднение персидским шахом царской власти в Великой Армении по многочисленным просьбам трудящихся, в смысле нахараров, около 428 года выглядит вполне оправданным – выродившуюся династию просто-напросто убрали из-за профнепригодности.

По счастью, у Хосрова в окружении оказались способные советчики, отважные воины и талантливые полководцы, такие как спарапет Ваче Мамиконян. Ваче помогал царю подавлять, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами, мятежи феодалов, которые почувствовав слабость центральной власти ударились в «казачью» вольницу и междусобицы, а на увещевания царя и католикоса Армянской Церкви св. Вртанеса I клали с пробором. Так, Ваче Мамиконян уничтожил два нахарарских рода - Манавазянов и Ордуни, которые несмотря на царский запрет и увещевания католикоса Вртанеса I разоряли страну своими междусобицами. Имущество опальных феодалов было передано Церкви. После этого нахапет (предводитель нахарарского рода) Датабен Бзнуни поднял бунт против Хосрова III и попытался настроить против него других нахараров, но был разбит Ваче Мамиконяном, захвачен в плен и побит камнями в присутствии царя. За предательство род Бзнуни был жестоко наказан: всех членов рода убили, а их владения передали казне. Чтобы подобные случаи не повторялись, Хосров издал закон, по которому все нахарары должны постоянно находиться при дворе царя. Однако это не помогло: начинался ещё более опасный бунт. Против царя восстал бдешх (великий князь) Бакур Алдзникский, надеявшийся на помощь Сасанидов, однако во время боя он погиб вместе со своими братьями и сыновьями.

Тут надо отметить следующий факт, подмеченный исследователем Джеймсом Расселом. Любое вторжение персов в Армению, сопровождавшееся попытками уничтожить христианство и установить (точнее восстановить, так как Армения до 301 года была зороастрийской) зороастризм в качестве официальной религии пользовалось активной поддержкой части армянской знати. И причины тут не только в их своеволии. Вполне возможно, значительная часть аристократов продолжала тайно держаться прежних языческих верований и была очень недовольна возрастающим влиянием Армянской Церкви и союзом с ней царской власти. При первом же удобном случае тайные зороастрийцы неоднократно поднимали восстания и пытались покончить с доминированием христианской религии. Не исключено, что и восстание Бакура было вызвано в том числе и религиозными причинами, тем более, что о нём историк Фавстос Бузанд прямо пишет - тот отложился от армянского царя и передал свои владения персидскому шаху:

Он способствовал персидскому царю и предал ему царские владения, находившиеся в смежности с его имением. Он вытребовал от персидского царя войска в помощь себе, отложился от армянского государства и стал воевать с армянским царем силами персидского царства.

В 30-е годы IV века (датировка очень приблизительная) несчастной Армении, раздираемой религиозными и феодальными усобицами, пришлось пережить ещё и нашествие кочевников с севера. Это были тюркские племена гуннов-савиров, в армянских источниках известных как маскуты. Они обитали в Северном Прикаспии, а также на территории нынешнего Дагестана, контролируя горные проходы Большого Кавказского хребта. Номинально подчиняясь армянским царям (с Аршакуни цари маскутов были связаны ещё и родственными узами), они во времена ослабления государства обрушивались на земли Закавказья, предавая их огню и мечу. В правление Хосрова напасть на Армению их подговорил персидский шах Шапур (о причинах см. ниже). Маскуты под предводительством их царя Санесана (если верить армянским летописцам он тоже принадлежал к династии Аршакуни) разорили всю страну и осадили столицу Вагаршапат. Хосров трусливо бежал и укрылся в крепости Дарюнк в области Ковг. Маскуты в течение целого года оккупировали Армению. Положение спас Ваче Мамиконян, которому в жестокой битве недалеко от горы Арарат удалось одержать над кочевниками победу и изгнать врагов из страны.

Контрольным выстрелом для Хосрова стало персидское вторжение в страну. Персидский шах Шапур II Великий вознамерился захватить Армению и уничтожить её государственность. По всей видимости, его поход имел и религиозные причины. Он рассматривал христиан как пятую колонну враждебной Римской империи, где христианство уже имело статус государственной религии В то же самое время Шапух начинает в землях собственно Ирана «Великое гонение» на христиан (прежде всего сирийских). А армяне (речь прежде всего о знати и царской фамилии) же, помимо прочего в глазах шаха были ещё и предателями зороастрийской веры, плюс к тому же, как я написал выше в Армении было немало тайных зороастрийцев, загнанных в подполье репрессиями царя и церковников и ждавших Шапура как освободителя.

Положение в очередной раз спас Ваче Мамиконян, теперь уже ценой своей жизни. Он во главе армянских войск отбил нападение персов, но сам пал в бою. Католикос Вартанес повелел, чтобы по всем армянским церквям совершалось поминовение полководца Ваче и его воинов как святых мучеников.

И великий первосвященник Вртанес установил закон в (нашей) стране, чтобы из года в год совершалось поминовение их, и кто, подобно им, положит жизнь свою ради спасения страны, он установил правило поминать их перед алтарем Божьим во время литургии, когда поминают святых, сейчас же вслед за ними, а к оставшимся в живых после боя иметь сострадание и попечение. Ибо, говорил он, они пали в сражении на войне подобно Иуде и Мадатии Маккавеям и подобно их собратьям.

Всё пережитое подорвало душевное и телесное здоровье царя-коротышки, и он вскоре умер. А престол занял его сын Тиран, правление которого наверняка заставило вспоминать годы царствования Хосрова добрым словом. Но это, как говорит старый мудрый еврей Каневский, совсем другая история.

А теперь о том хорошем, что сделал Хосров Коротышка.

Хосровский заповедник. Современный вид.
Хосровский заповедник. Современный вид.

Прежде всего он был, говоря современными словами, борцом за экологию. Как было сказано выше, он любил охотиться и повелел на берегу реки Азат созданы два больших заповедника для царской охоты. Слово Фавстосу Бузанду:

И приказал царь своему полководцу набрать в стране многочисленный трудовой народ в порядке несения (государственной трудовой повинности) хашар доставить из лесов деревья дикого дуба и насадить в Айраратском гаваре, начиная от сильной царской крепости, по названию Гарни, до того холма в долине Мецамора, который называется Двином и находится к северу от великого города Арташата. Так насадили дубовый лес вниз по течению реки до дворца Тикнуни. Этот лес он назвал Тачар-маири (“Лесные хоромы”). Еще другой лес они насадили к югу от этого места, по краю камышника, и все поле засадили дубовыми деревцами, — и лес этот назвали Хосровакерт. Там же построили также царские дворцы, и оба места оградили стенами и не соединили вместе, чтобы оставалась дорога для движения. (Лес) разросся и поднялся. Потом царь приказал набрать всяких диких животных и зверей и пустить их внутрь ограды, чтобы превратить эти места в места царской охоты, гуляний и увеселений.

Ответственным руководителем работ был приснопамятный Ваче Мамиконян (помяни Господи его душу). Насаженный по приказу царя «Хосровский лес» существует до сих пор. В 1958 году в Советской Армении эта лесная зона была объявлена заповедником.

Кроме того, царь повелел построить новую столицу Армении – город Двин. В том числе из-за неблагоприятной экологической обстановке в старой столице Арташате - русло реки Аракс сместилось к югу, и город лишился воды.

Он также переносит царский двор на пригорок выше леса, который поперсидски называется Двин, что в переводе означа­ет «холм», и строит там тенистые палаты. Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата до­бровольно согласились на переселение.
Руины кафедрального собора в честь святого Григория Просветителя в Двине.
Руины кафедрального собора в честь святого Григория Просветителя в Двине.

Впоследствии город Двин играет важную роль в истории Армении, как столица правителей (царей и персидских наместников), центр ремёсел и торговли. Двин становится резиденцией главы Армянской Церкви, здесь проходят соборы, на которых формулируется вероучение армянского христианства.

Город процветал (в лучшие годы его население достигало 100000 человек) вплоть до монгольского нашествия в 1236 году. Монголы разрушили Двин, а жителей перебили или угнали в рабство. После чего эта земля стала необитаемой вплоть до 19 века.

Ассирийцы в Двине.

С Двином тесно связана история появления в Армении ассирийцев. В средние века ассирийцы, которых именовали «хужиками» (от названия области Хузестан в Иране, где они компактно проживали) считались еретиками («несторианами»), и армянское духовенство старалось их в Двин не пущать, дабы исключить их «дурное» влияние на собственную паству.

Однако в 19 веке, после поражения Ирана в войне с Россией по условиям Туркманчайского мирного договора, на территорию Армении началось переселение христианского населения. Как армян, покинувших эти земли в 18 веке после нашествия тюркских кочевников, так и ассирийцев, пожелавших жить в христианском государстве. Рядом с руинами древнего Двина ассирийцы в 1828 году основали село Верин (Верхний) Двин, в то же самое время рядом село Нижний Двин создали армяне, переселившиеся из окрестностей Нахчиваня.

Ассирийцы-переселенцы присоединились к Русской Православной Церкви, о чём упоминает в своей книге Несториус Малек.

Церковь Мар Тума (святого Фомы) в селе Верин Двин. Построена, как гласит надпись в 1828 году.
Церковь Мар Тума (святого Фомы) в селе Верин Двин. Построена, как гласит надпись в 1828 году.

В настоящее время ассирийцы Верин Двина – прихожане Ассирийской Церкви Востока.

Ещё статьи по теме:

Святой Аствацатур и "несториане" в армянском Двине.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427