Найти тему
Две Совы

Атака советской ПЛ "С-13" на немецкий лайнер "Штойбен"

10 февраля 1945 года советская подводная лодка "С-13" атаковала немецкий транспортный лайнер "Генерал фон Штойбен", в результате чего тот затонул, унеся жизни более 3 тыс. человек. До сих пор не утихают споры, как оценивать результативную атаку "С-13"?

"Генерал Штойбен" спущен на воду в 1922 году, первоначально назывался "Мюнхен". В 1930 году он сгорел в Нью-Йорке, отремонтирован и переименован в честь генерала прусского происхождения, участника борьбы за независимость США. С 1938 года его имя сократили до "Штойбен". В годы Второй мировой использовался в качестве гостиницы для высших командиров Кригсмарине в Киле и Данциге. После 1944 года лайнер был переоборудован в плавучей госпиталь и эвакуировал раненых немецких солдат и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Им было эвакуировано около 26,5 тыс. раненых, 6,7 тыс. беженцев.

"Штойбен" на службе Третьего Рейха. Фото: public domain
"Штойбен" на службе Третьего Рейха. Фото: public domain

9 февраля 1945 года "Штойбен" отбыл из порта Пиллау (Балтийск) в Киль. Судно сопровождали миноносец и тральщик (по версии из судового журнала ПЛ сопровождающих было 3). Немецкие архивы свидетельствуют, что на борту лайнера находились:

1600 раненых неходячих - после операций, с гипсовыми повязками или в бессознательном виде;
1200 раненых ходячих;
800 беженцев из гражданских лиц с семьями;
100 вооруженных солдат и матросов;
270 медицинских работников - врачей, фельдшеров и сестер милосердия из полевого госпиталя;
12 сестер милосердия Немецкого Красного Креста;
64 бойца-зенитчика;
61 специалистов ВМС - связисты, сигнальщики, курсанты;
160 - членов гражданской команды парохода.

С 9 января по 15 февраля 1945 года Александр Маринеско совершал 5-й боевой поход. 9 февраля в 22:15 гидроакустик Шпанцев услышал шум винтов. Маринеско решил, что прямо по курсу немецкий крейсер "Эмден". Вахтенный журнал ПЛ "С-13" подтверждает, что советские подводники в условиях зимней ночи определили цель как крейсер "Эмден", а не лайнер "Штойбен".

Подводная лодка "С-13". Фото: public domain
Подводная лодка "С-13". Фото: public domain
02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.

Маневрирование и преследование противника заняло 4,5 часа, после чего по цели были выпущены две торпеды. Обе попали в цель. Вахтенный журнал свидетельствует:

02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами. Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз.
02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.

Далее в вахтенном журнале имеется запись, которая свидетельствует о том, что немцы нарушили Женевскую конвенцию и перевозили на корабле с ранеными боеприпасы. Через несколько минут после пожара на крейсере...

03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами.

Миноносцы сопровождения сумели спасти около 300 человек.

Выжившие свидетельствовали о вероломной атаке ПЛ на плавучий госпиталь. Но судно к тому же перевозило и здоровых солдат, имело на борту зенитные пулемёты, шло в сопровождении боевого охранения.

До потопления "Штойбена" Маринеско отправил на дно перегруженный лайнер "Вильгельм Густлофф". Тога погибли около 10 тыс. человек. Он был вспомогательным лайнером Кригсмарине, перевозил немецких солдат и позволил подняться на борт около 8 тыс. гражданских. Исследователь крушения Гейнц Шён считает, что лайнер представлял собой военную цель. Он шёл без соответствующих знаков (красный крест) и в сопровождении охранения.

Александр Иванович Маринеско. Фото: public domain
Александр Иванович Маринеско. Фото: public domain

Советское командование представило Маринеско к присвоению звания Героя Советского Союза, но понизило награду до ордена Красного Знамени. Когда из газет стало известно ,что потоплен "Штойбен", было организовано партсобрание с разбором похода ПЛ "С-13" и решений Маринеско. Звания Героя Советского Союза Маринеско удостоят уже посмертно в 1990 году.

9 февраля 1904 г. Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг". Часть 1. Дипломатия войны.
9 февраля 1904 г. Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг". Часть 2. Сражение 9 февраля 1904 года и последующие события.

Подписывайтесь на канал и поддержите публикацию знаком 👍