Публикация «Профессия – Ученик» была написана с учетом требований краткости изложения и полноты освещения темы. Естественно, некоторые тезисы требуют если не доказательства, то хотя бы более широкого толкования и подтверждения примерами из практики. Поэтому было решено написать ряд публикаций, дополняющих исходную статью.
Дополним утверждение «Советское образование опиралось на три «кита». Первое, это серьезные теоретические основания. Учебники, методическая работа, подготовка учителей соответствовали этой теории.» следующим. Например. «Ориентировочные основы умственной деятельности» Гальперина П.Я. предполагают шесть шагов в алгоритме формирования умственного действия. 1) Мотивационная основа.
2) Первичная схема ориентиров и указаний по выполнению алгоритма. 3) Представления алгоритма действия в материальной форме.
4) Проговаривание алгоритма вслух при его письменном исполнении. 5) Переход исполнения алгоритма под управлением внутренней речью. 6) Переход на управление подсознанием.
Пусть нам надо сформировать навыки умножения столбиком. После мотивации и знакомства с алгоритмом выполнения действия несколько примеров учитель выполняет вместе учениками, вслух повторяя алгоритм вместе с ними. Учитель требует от учащихся, чтобы и при самостоятельном выполнении алгоритма он проговаривался вслух. По мере того, как алгоритм усваивается, ребенок проговаривает про себя, а потом, выполняя алгоритм, совсем перестает повторять последовательность действий. Выполнение умножения в столбик становится навыком.
В качестве примеров теоретических оснований можно привести понятие зоны ближайшего развития, теорию интериоризации Выготского Л.С., теорию деятельности и теорию развития личности Леонтьева, виды мотивов учения и социальных мотивов Марковой А.К. и др. ученых.
Учебники, методики преподавания, подготовка учителей соответствовали этим теориям. Управление и контроль деятельности учителей проводился на предмет соответствия теории развития ребенка.
Неторопливая основательность – кредо советской школы.
Это и было одним из составляющих успеха советской школы.
��