Питер Брейгель Старший – это один из наиболее известных художников Северного Возрождения, и можно лишь гадать, почему так вышло, что на фоне целой плеяды одаренных творцов той эпохи общеизвестными стали именно Брейгель, Босх и Дюрер. Сегодня мы разбираем по полочками картину Питера Брейгеля «Падение Икара».
Полный текст статьи на сайте: http://concepture.club/post/rubrika_2021/smysly-kartiny-padenie-ikara
Стиль Брейгеля, быть может, не столь запоминающийся, как у Босха, но довольно узнаваемый. Кроме того, по какой-то причине его картины очень любят использовать иллюстраторы и оформители книг (особенно его «Вавилонскую башню», «Охотников на снегу» и «Зимний пейзаж»).
В первую очередь, это очень насыщенные деталями и действиями картины, в которых преобладают реалистические сюжеты, часто соединенные с библейскими темами и мотивами. В большинстве случаев картина Брейгеля представляет собой смесь пейзажа и жанровой сцены. Именно за интерес к визуальной и нарративной стороне жизни простого народа, Брейгель и получил свое прозвище – «Мужицкий».
Бытует даже легенда, что художник часто переодевался в крестьянскую одежду, чтобы гулять среди селян и подмечать яркие мелочи жизни. Также стилю Брейгеля характерна палитра из чистых цветов (как в иконописи, где каждый цвет – прежде всего символ), с некоторым преобладанием желтого тона (что во многом связано с фламандской манерой и вообще теми средствами и техниками, которыми писались картины в то время).
Брейгеля действительно можно считать одним из самых ярких представителей и эпохи в целом, и складывающейся франко-фламандской школы живописи, а потому в его работах отразилось многое – техника того времени, исторические события, представления о мироздании.
Загадочное «Падение Икара»
Это единственная картина Питера Брейгеля, написанная на мифологический сюжет, где-то во второй половине 50-х годов XVI века. На самом деле до нас дошли две версии картины «Падение Икара»: классическая (более логичная) и со странностями (парадоксальная), и обе вызывают вопросы о подлинности.
Первая находится в собрании музея Ван Бюрен в Брюсселе, вторая – в Царском музее роскошных искусств (тоже в Брюсселе). Причем сложно датировать их точно, обычно по умолчанию считается, что вторая написана где-то в 1558 году. Под странностями картины из Царского музея имеются в виду следующие моменты (мы остановимся только на нескольких):
во-первых, на ней есть Икар, но нет Дедала, который по мифу находился тоже в небе (на картине из Ван Бюрен он есть, именно на него направлен взгляд пастуха);
во-вторых, солнце на картине изображено в закате на горизонте, что нелогично, т.к. закатное солнце вряд ли бы растопило воск крыльев Икара, к тому же пейзаж в общем нарисован в яркой, а не закатной части дня (что видно по гамме и теням);
в-третьих, возможно в силу плохого состояния картины на этой версии нельзя разобрать, что представляет собой крупная белая точка в кустах (перед пахарем). Обычно это пятно трактовали как голову мертвого или спящего человека, якобы подчеркивающего смысл картины. Возможно, лицо было дорисовано позже. Однако инфракрасное изучение версии из Ван Бюрен позволило обнаружить, что это не лицо, а зад человека, справляющего нужду.
Эта двойственность породила мнение о том, что первая версия – оригинал, а вторая – чья-то неумелая копия. Однако были и те, кто напротив утверждал, что именно парадоксальное построение композиции – признак гения, отступающего от канона, который, согласно нарративу мифа, предписывал изображать Икара вместе с Дедалом.
Подробнее читайте на сайте по ссылке выше...