Найти тему
Оружейное обозрение

Уникальные британские подводные лодки типа М начала 20-го века

Предыстория

Принципы ведения морских боев в начале ПМВ предполагали, что атакованный гражданский / коммерческий корабль будет предупрежден, и экипаж успеет покинуть его. Только тогда он будет потоплен. Немцы быстро забыли об этом принципе, но англичане некоторое время были ему верны.

Морская артиллерия не только была намного эффективнее в борьбе с безоружными кораблями, но и позволяла атаковать наземные цели. Следуя этому примеру в 1915 году, Британское Адмиралтейство заказало серию подводных лодок типа K, вооруженных двумя 102-мм пушками и одной 76-мм калибром.

                                                                Одна из подводных лодок типа К
Одна из подводных лодок типа К

Кроме того, на кораблях было установлено до 10 торпедных аппаратов различного калибра. Их задачей была поддержка линкоров и других тяжелых военных кораблей в боевых действиях. Чтобы не отставать от них, они были оснащены паровыми турбинами.

Артиллерийское вооружение было достаточно хорошим, но англичанам хотелось достичь большей огневой мощи. Поэтому было принято решение построить несколько других субмарин, вооруженных невероятно мощной по тем временам 305-мм пушкой. Они получили обозначение М.

                                                                   Подводная лодка типа М
Подводная лодка типа М

Тип М - подводные крейсеры

Из-за мощного артиллерийского оружия, в некоторых источниках называют подводные лодки типа М - крейсерами. Всего было заказано 4 корабля этого типа, из которых строительство трех было завершено. Из-за многочисленных конструктивных изменений каждая единица отличалась от других.

Длина подводных лодок типа М составляла около 90-93 метра (М3 и М4 были длиннее из-за их оснащения другими торпедными аппаратами). Первоначальное водоизмещение составляло 1600 тонн на поверхности, а 1950 - под водой.

                                             Подводная лодка типа М более крупный план
Подводная лодка типа М более крупный план

На субмаринах в качестве силовой установки использовались 2 дизельных двигателя Vickers мощностью 1200 л.с. каждый, а под водой - четырьмя электрическими двигателями общей мощностью 3200 л.с. Они обеспечивали надводную скорость 15 узлов и подводную скорость 8-9 узлов.

Конструкция подводных лодок позволяла погружаться на глубину более 60 метров. Рекордно подтвержденная глубина погружения составляет 73 метра. Это было достигнуто субмариной с обозначением М2. Первоначальное вооружение всех субмарин включало 4 торпедных аппарата, 305-мм пушку и 76-мм зенитную скорострельную пушку. Экипаж насчитывал более 60 человек.

                                        Крупный план орудия подводной лодки типа М
Крупный план орудия подводной лодки типа М

Постройка первой субмарины серии - М1 началась в июле 1916 года. Испытания были организованы год спустя, а ввод в эксплуатацию состоялся 17 апреля 1918 года. М1 был единственным кораблем серии, который вошел в строй во время ПМВ, но никогда не принимал участия в сражениях.

Второй субмариной серии была М2, строительство которой началось 13 июля 1916 года. Однако, она поступила на вооружение 14 февраля 1920 года.

Третья и последняя из построенных субмарин поступила на службу 9 июля 1920 года.

                                                                Подводная лодка типа М
Подводная лодка типа М

В конце 1916 года было были начаты работы по строительству еще одного подводного крейсера серии - М4, которое так и не было завершено. Работы полностью прекращены в июле 1919 года, а в 1921 году корпус субмарины был разобран.

Дальнейшая история субмарин типа М

После введения в эксплуатацию субмарины M1 в начале 1918 года, она была отправлена на службу в Средиземное море. Несколько раз была использована 305-мм пушка, по несущественным целям. Для того, чтобы перезарядить снаряд весом 385 кг, субмарина должна была подняться на поверхность. Дальность выстрела составляла почти 19 км.

                                              Выстрел из орудия подводной лодки типа М
Выстрел из орудия подводной лодки типа М

После войны М1 оставалась на вооружении до 12 ноября 1925 года, когда произошла трагическая авария с участием подводной лодки. Во время маршрута по Ла-Маншу субмарина столкнулась со шведским торговым судном SS Vidar. Она затонула, погрузившись на глубину 73 метра. Весь экипаж погиб. Место крушения было обнаружено только в 1999 году.

Второй аппарат серии - М2 в середине 1920-х годов претерпел существенную реконструкцию. Было демонтированно 305-мм орудие На его месте был построен ангар для переброски гидросамолета. Таким образом, подводный крейсер был превращен в подводный авианосец.

                                            Подводная лодка типа М2 во время испытаний
Подводная лодка типа М2 во время испытаний

Гидросамолет Parnall Peto, который находится в оснащении корабля, был изготовлен всего в двух экземплярах. У него была команда из двух человек, и у него не было никакого вооружения. Сам гидросамолет предполагалось использовать исключительно в разведывательных целях.

Испытания M2 были довольно успешными, однако 26 января 1932 года произошел несчастный случай, в результате которого судно затонуло со всей командой. Вероятной причиной катастрофы стало неплотное закрытие двери ангара и люка непосредственно в сам ангар, вследствие чего вода поступала внутрь субмарины. Она затонула возле Чесил Бич на глубине 20 метров.

                                           Подводная лодка типа М2 во время испытаний
Подводная лодка типа М2 во время испытаний

Последний завершенный подводный крейсер серии M3 в 1927 году он также прошел реконструкцию. Испытания М3 продолжались до 1932 года. После их окончания изношенный он был списан.

Заключение

В межвоенный период военно-морские силы большинства крупных стран испытывали различные необычные подводные лодки. Помимо традиционных подводных лодок были испытаны подводные крейсеры, вооруженные тяжелой артиллерией.

                                                                    Подводная лодка типа М
Подводная лодка типа М

Они не не принимали участия в боевых действиях, но оказали существенное влияние на разработку и строительство новых подводных лодок.

Что же касается подводных крейсеров типа М, то они останутся в истории, как аппараты, которые вооружены самым мощным артиллерийским орудием.

PS Если вам понравилась данная статья, то Вы можете ознакомиться с публикацией о первой в истории субмарине потопившей корабль:

HL Hunley - первая субмарина, успешно потопившая вражеский корабль

Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой.