Найти тему
Vladimir Goraichuk

Рождение московского метро. 3

3. СТАНЦИЯ «СОКОЛЬНИКИ»

Мы подошли к наземному вестибюлю станции «Сокольники». Его проект, как и проект оформления самой станции, выполнили молодые архитекторы Иван Георгиевич Таранов и Надежда Александровна Быкова.

Здание вестибюля они сделали в виде накрытых общей плитой пропилеев - парадного входа в ведущую в парк аллею. Павильон был задуман в полтора раза больших размеров, но осуществить его в таком виде не разрешили. Сейчас он совершенно теряется рядом с огромными зданиями эпохи развитого социализма, но прежде гармонировал с домиками, обрамлявшими аллею.

Как писал начальник 4-й дистанции Н.Н.Соколов, место для вестибюля выбрал лично Л.М.Каганович.

Очередь к открытию станций для показа 2.05.1935 г.
Очередь к открытию станций для показа 2.05.1935 г.

Вскоре после открытия линии вестибюль украсили фигурами спортсменов, которые, впрочем, просуществовали недолго и были восстановлены лишь совсем недавно. Над павильоном возвышалась стилизованная буква «М» - символ метро, который придумал Иван Георгиевич. На фризе, выполненным скульптором Н.Митковицером по рисунку Надежды Александровны, изображены метростроевцы. Плита украшена витражом в виде пятиконечной звезды. В подземный вестибюль ведут лестницы, расположенные так, что люди, спускающиеся вниз и поднимающиеся наверх, не мешают друг другу – палладианские лестницы.

Современный вид входного павильона
Современный вид входного павильона
Первый пассажир метро Иван Иванович Латышев, сотрудник завода "Красный пролетарий"
Первый пассажир метро Иван Иванович Латышев, сотрудник завода "Красный пролетарий"
Первые билеты. Для каждого направления был свой цвет.
Первые билеты. Для каждого направления был свой цвет.

Несколько слов об архитекторах станции.

И.Г.Таранов имел дворянское происхождение; он родился в Польше 3.02.1906 г. в семье военного инженера Таранова-Белозёрова. Окончил архитектурный факультет Харьковского политехнического института. Учился у С.М.Кравеца, ставшего впоследствии руководителем Метропроекта. Строил в Донбассе, причем иногда ему помогал отец, вынужденный скрываться от ЧК и занимавшийся изготовлением печек-буржуек.

По приглашению П.П.Ротерта (их семьи были знакомы ещё до Первой мировой войны) в числе 12 архитекторов (Лихтенберг, Душкин, Андреев и др.) начал работать в Метропроекте, где стал зам. руководителя С.М.Кравеца. Вместе с Н.А.Быковой, ставшей потом его женой, сделали проект «Сокольников» и выиграли конкурс.

В 1935 г. поступил в аспирантуру Академии архитектуры, но вскоре был исключён, так как скрыл своё дворянское происхождение. Донос написал однокашник Ивана Георгиевича, который в аспирантуру не поступил.

По ходатайству жены, написавшей лично Л.М.Кагановичу, был восстановлен в аспирантуре.

Архитектор памятника В.П.Чкалову в Нижнем Новгороде (1940г.).

В начале войны семья с двумя детьми находилась в эвакуации, жила в Барнауле. Н.А.Быкова работала гл. архитектором города, а И.Г.Таранов – директором завода. Затем он вернулся в Москву, чтобы продолжить строительство ст. «Новокузнецкая». Позже вернулась и вся семья.

Иван Георгиевич Таранов
Иван Георгиевич Таранов

Н.А.Быкова родилась в Серпухове в 1907 г. в семье земского врача. Училась во ВХУТЕМАС у Н.А.Ладовского. В 1930 г. закончила учёбу и пришла работать в Метропроект. Большинство работ – около 10 станций и сооружений метрополитена - выполнила в творческом союзе с мужем, однако станцию «Белорусская-радиальная» спроектировала вместе с Н.Н.Андриканисом.

Надежда Александровна Быкова
Надежда Александровна Быкова

В 1938-39 г.г. Таранов и Быкова спроектировали павильон ВСХВ (ВДНХ) «Механизация» (ныне «Космос»). 15 февраля 1941 года в семье родился сын Андрей, ставший, как и родители, архитектором и построивший, в частности, инженерный корпус метрополитена на проспекте Мира.

За работу над станцией «Сокольники» Н.А.Быкова была награждена Почётной грамотой ЦИК Союза ССР, получила комнату в коммунальной квартире и отрез на пальто, а представленный советским правительством на Всемирной выставке в Париже проект самой станция в 1937 г. был удостоен Гран-при.

Спустимся вниз и по коридору, в котором встречные потоки пассажиров разделены так же удачно, как на лестницах, пройдём на станцию.

Станция выполнена по типовому проекту (такая же конструкция ещё у трёх станций первой линии): островного типа, трёхпролётная, колонная, мелкого заложения* (глубина заложения 9 метров). Проектировал станцию инженер-конструктор В.И.Дмитриев. Длина платформ одинаковая для всех станций и была выбрана сразу с запасом: 155 метров. Она позволяла формировать 8-вагонные составы. (У более поздних станций длина платформ увеличена до 162 метров). Для сравнения: платформы парижского метро были в полтора раза короче и в дальнейшем потребовали реконструкции. Бетонная коробка станции сооружалась в котловане, её подошва на 3,5 метра погружена в плывуны. Имеет наружную оклеечную гидроизоляцию. Станция построена всего за полгода.

Конструкция типовой станции первой очереди. Поперечное сечение
Конструкция типовой станции первой очереди. Поперечное сечение

Колонны станции отделаны серым уральским мрамором «уфалей». Архитекторы настаивали на круглых колоннах и другом мраморе, но этого добиться не удалось.

Один из эскизов станции
Один из эскизов станции

Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, образующих большие квадраты – такой приём позволил избежать монотонности стен. Потолок кессонированный. В данном случае кессоны образованы продольными и поперечными элементами перекрытия. К сожалению, помещавшиеся в кессонах и между колоннами шарообразные светильники, придававшие станции большую выразительность, в 60-е годы убрали. Их теперь заменяют простые люминесцентные трубки.

Так выглядела станция после открытия.
Так выглядела станция после открытия.
Современный вид станции "Сокольники"
Современный вид станции "Сокольники"

Прежде чем отправиться дальше, поговорим о первых поездах. Первые вагоны получили название «тип А». Конструктор вагона – Пётр Исаакович Травин, начальник КБ Мытищинского вагоностроительного завода. Для ознакомления с подвижным составом заграничных метрополитенов был послан в зарубежную командировку. Взял за основу новейший вагон Нью-Йоркского метро. Первый образец с деревянным кузовом Каганович забраковал, после этого стали делать кузов стальным, сварными. Вагон изготавливался в Мытищах, а электрическая часть – на заводе «Динамо».

Размеры вагона: 18,9х2,7х3,7 м, колея 1524 мм. Если сравнивать с европейскими метрополитенами, то наш вагон на 30 см шире французского и значительно выше английского.

Поезд составлялся из секций, а в секцию входило два вагона: моторный и прицепной. Кабины машиниста были в каждом вагоне. Первые составы были четырёхвагонные, но с увеличением числа пассажиров на линии стали ходить шестивагонные составы.

Масса моторного вагона: 52 т., прицепного: 32 т.

Мощность двигателей: 4х153 кВт.

Напряжение 750 В постоянного тока.

Скорость: 65 км/ч.

Электропитание поезд получал от третьего рельса через токоприёмники, установленные на тележках вагонов.

Цвет вагонов первоначально был другой – коричневый низ, бежевый верх.

А теперь садимся в поезд и отправляемся в сторону центра. Наш путь, идущий с востока на запад, называется первым, противоположный, соответственно, - вторым. Отметим, что пикет** станции 52+75,5, длина перегона до «Красносельской» 1228 метра. Если бы мы находились в кабине машиниста, то увидели бы по пути:

- раструб тоннеля, в котором два однопутных тоннеля сливаются в один; на первых порах в раструбе был оборудован съезд (так как оборотные тупики за станцией на момент открытия движения не были готовы, поезд приходил на станцию на 2-й путь и с него же отправлялся: миновав станцию, он по стрелке переходил на 1-й путь);

- двухпутный тоннель прямоугольного сечения открытого способа работ. (Коллектор речки Рыбинки проходит над ним);

- экспериментальный двухпутный тоннель С.Н.Розанова эллиптического сечения длиной 224 метра, построенный горным способом;

Опытный тоннель. Фото Александра Попова
Опытный тоннель. Фото Александра Попова

- снова прямоугольный тоннель;

- раструб, где двухпутный тоннель расходится на два однопутных;

- станция «Красносельская», которой будет посвящён наш следующий рассказ.

* глубиной заложения станции называется расстояние от головки рельса до дневной поверхности в центре станции.

** пикетом называется выраженное в сотнях метров расстояние от условного центра линии до данной точки. Пикетные знаки представляют собой таблички, расположенные справа по ходу движения.