Найти в Дзене

Жизнь, работа и зарплаты строителей в Лондоне 17-18-х веков. Переговоры с заказчиками

В прошлой части — “введение в поведение” лондонских строителей 17-18 веков, подрядчиков и рабочих.

Великая чума 1665-1666 годов и Великий пожар 1666-го “создали спрос” на тысячи новых домов и зданий в Лондоне. Старые строительные гильдии и ливрейные компании с таким спросом не справились. Поэтому с 1670-х строить в городе мог кто угодно.

В этой части — об организации сделок и некоторых “рисках” подрядчиков, которые брались за крупные проекты.

Здание Ост-Индской торговой компании
Здание Ост-Индской торговой компании

После пожара, и из-за постоянного роста населения до 80-87% всего строительства в Лондоне 1670-1750 годах приходилось на жилые дома. Но, к сожалению, договоры на строительство домов в архивах (почти) не сохранились.

Поэтому о сложной работе подрядчиков можно судить только по крупным проектам. И сложностей хватало.

Работа над крупными проектами начиналась с пожеланий заказчика — короля, архиепископа, глав правительственных ведомств, от казначейства до военных. Список пожеланий сверял приглашенный эксперт-супервайзер от корпорации Лондона или клерк из Офиса королевских работ. Сверив пожелания, эксперт писал “техническое задание” на новый проект.

Требования на проект размещали на всех городских воротах и публиковали в Лондонской газете (London Gazette). В некоторых случаях “открытого тендера” не проводили вообще, ТЗ сразу передавали архитектору с подрядчиками.

Подрядчики, познакомившись с требованиями, представляли заказчику роспись работ и предварительные расчеты стоимости. Эксперт заказчика отбирал подрядчиков и вместе с архитектором встречался с ними несколько раз, обсуждая скорость работ и варианты оплаты: по дням или по выполненным работам.

Английская кофейня, восемнадцатый век; бизнесмены того времени предпочитали обсуждать важные вопросы за чашкой эспрессо
Английская кофейня, восемнадцатый век; бизнесмены того времени предпочитали обсуждать важные вопросы за чашкой эспрессо

Если удавалось договориться — у юристов, докторов права, заказывали предварительный вариант договора, с детальной росписью будущих работ. Параллельно с договором готовился архитектурный проект.

В договора включали пункт о праве клиентов наблюдать за строительством и назначать своих представителей, “инспекторов” работ. На случай, Если клиента или его инспектора не устраивало качество работы — в договоре прописывали штрафы или даже отказ от оплаты строительства.

Тоже кофейня, глазами пуританских радикалов; я, видимо, не в те кофейни хожу
Тоже кофейня, глазами пуританских радикалов; я, видимо, не в те кофейни хожу

Почти в каждый договор на крупные проекты с 1680-х стали включать требование выпуска облигаций, от заказчика подрядчику. Если заказчик не оплачивал вовремя услуги подрядчиков — те получали право затребовать облигации, с процентами на сумму выполненных работ. Об облигациях, чуть подробнее, ниже.

Согласовав смету проекта, стороны подписывали договор. Подрядчик брался за дело и, раз в квартал, раз в год или раз в два года - в зависимости от того, на каких условиях заключили договор - предоставлял заказчикам счета на оплату.

Получив счета, казначей заказчика, или другое ответственное лицо передавал их на рассмотрение тем людям, которых назначали на стройки инспекторами. Инспектор подтверждал или не подтверждал качество работ. И только тогда подрядчик мог получить деньги. Выполненные строительные договора того времени пестрят от дат и печатей: приблизительная дата завершения работ подрядчиком — и печать; даты когда инспектор проверял работу — и печать; дата когда инспектор принял работу — и печать; дата, когда работу одобрил заказчик — и печать; дата когда подрядчику выплатили деньги. И печать.

-4

Кроме счетов за крупные работы — фундамент, возведение стен, витражи и т.п. подрядчики писали ежедневные счета выполненных строителями работ, которые позже подшивали в списки и отправляли клеркам и инспекторам. С ними связана интересная особенность расчета зарплат строителей-рабочих. О ней — в следующей части статьи.

Подрядчики полностью отвечали за найм и управление рабочими на площадке. Подрядчики сами находили людей, от отдельных специалистов до “артелей”, находили инженеров и геодезистов, заключали договора на поставку материалов и создавали сеть партнерских субподрядов, с другими подрядчиками.

Заказчики, как и было сказано, оплачивали счета довольно редко. И регулярно запаздывали с выплатами. Всё то время, которое проходило между оплатой отдельных этапов работ, заказчики работали исключительно на свои деньги.

Поэтому уже с первых лет работы новой системы, “после гильдий”, подрядчики стали закладывать в стоимость работ, которые предъявляли к оплате, их реальную стоимость плюс 20-40 процентов сверху. В проценты подрядчики включали и прибыль, и покрытие всех возможных расходов, включая время, когда заказчики тянули натуральный каучук.

А заказчики страсть, как любили это дело. В Вестминстерском аббатстве и Гринвич госпитале, например, работы регулярно оплачивали спустя 15-30 месяцев после завершения. В соборе Святого Павла платёж задерживали еще дольше. Настолько, что сэр Кристофер Рен, архитектор, пришлось продавливать продавливать выпуск облигаций на всю сумму, которая причиталась подрядчиком. Причем это были не обычные облигации на строительство, а экстраординарные, по которым собор выплачивал проценты за просрочку больше 24 месяцев.

Камень преткновения; много камней; Вестминстерское аббатство
Камень преткновения; много камней; Вестминстерское аббатство

И ни Вестминстерское аббатство, ни Гринвич госпиталь с собором Святого Павла не были худшими заказчиками. Худшими были задерживающие выплаты на десять (!) лет.

В 1670-м, чтобы подрядчики не ушли со строек, не достроив здания до конца, в офисе Королевских работ решили выпускать облигации. На сумму выполненных работ, плюс ставка в шесть процентов годовых. Такие облигации очень быстро стали типовой практикой “финансирования” строительства. И именно сверх таких облигаций Кристофер Рен продавил выпуск сверхсрочных.

Облигации улучшили положение подрядчиков, но ненамного — слишком несопоставимы были суммы. Например, чуть позже, в 1709-1725 годах, офис королевских работ успел задолжать” 85 подрядчикам. Средняя сумма составляла от 6 до 11 тысяч фунтов стерлингов. Для сравнения: среднегодовая стоимость дерева, ввозимого в Лондон - на растопку, на строительство, на всё - в период с 1699 по 1701 год, составляла 96 тысяч фунтов стерлингов.

1837-й, вид на Гринвич госпиталь
1837-й, вид на Гринвич госпиталь

Поэтому правительство, чтобы хоть как-то рассчитаться с людьми, с 1692-го позволило подрядчикам продавать облигации, если они предоставят на них дополнительное обеспечение. А с начала 1700-х правительство еще и повысило годовые ставки, на некоторые из облигаций. На худшую просрочку, больше 18-24 месяцев, подрядчики теперь получали облигации с 15 процентами годовых.

******

Подрядчики, по примерам выше, были людьми не бедными.

Чем правительство и крупные аристократы пользовались вовсю: даже первые работы, подготовительные и фундамент, не оплачивались, а авансы выдавали чисто символические. Максимальный аванс в Вестминстерском аббатстве в любом квартале, по-видимому, не превышал 50 фунтов стерлингов. Тогда как стоимость работ за тот же квартал запросто составляла тысячи фунтов.

-7

Другая серьезная проблема, из-за которой подрядчики без облигаций даже не думали браться за работу — постоянное снижение сумм оплаты. Записи в бухгалтерской книге Эдварда Стронга, подрядчика, работавшего в Гринвич госпитале с 1698 по 1708-й годы, показывают, что ему постоянно “резали” счета на оплату. В среднем, за типовые дневные работы заказчики платили Стронгу на 15 процентов меньше, чем он запрашивал. “Глобальные” счета,за крупные этапы работ, вроде фундамента, “резали” на 3 процента. В 1682-м году, тогда еще молодому Эдварду Стронгу, сэр Кристофер Рен недрогнувшей рукой сбил 30 процентов, за оплату труда штукатурщиков Стронга на Миддл-темпл-холл.

Когда подрядчики пытались “бунтовать” против такого подхода — заказчики писали, что они в своем праве. Выполненные работы не соответствуют требованиям договора.

И это было еще одной причиной, почему подрядчики завышали стоимость работ до 40 процентов и начинали требовать облигаций, еще на этапе переговоров с экспертами заказчиков.

******

И это еще не все проблемы, с которыми сталкивались подрядчики. На строительных площадках, при управлении людьми, им приходилось нести дополнительные расходы.

О них и о зарплатах строителей, о состоянии подрядчиков и пример конкретной крупной стройки — в следующих частях.

Для написания статьи я использовал:

Stephenson. Real wages? Contractors, workers,and pay in London building trades, 1650–1800.

******

Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.