SMM — это Social Media Marketing или маркетинг в социальных сетях. SMM-специалист или SMM-менеджер занимается продвижением компании, ее бренда, товаров и услуг в социальных сетях — Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, Google+, Одноклассники, Youtube, Telegram и другие.
Профессия SMM-специалиста подразумевает комплексную, многоцелевую работу — написание постов, ведение пабликов, рекламу, общение с посетителями и клиентами, запуск активностей для пользователей и прочие задачи. Подобная работа требует постоянного общения и нахождения онлайн. К этому психологически нужно готовиться.
Чтобы лучше понять, кто такой SMM-специалист/менеджер, опишу как он выглядит со стороны:
Артем, мой коллега «по цеху», работал не за рабочим столом, а все время сидел на диване. На коленях у него был ноутбук, слева лежал айфон, на журнальном столике блокнотик и планшет. Постоянно что-то пиликало, жужжало и вибрировало. Он регулярно брал телефон, смотрел, смеялся, тыкал и водил пальцем по экрану и что-то шептал губами. Ему никто не звонил, но писали и лайкали тоннами и он все отслеживал и на всё реагировал.
Места работы
SMM-менеджеры работают в интернет-агентствах, digital agency и в компаниях, которые строят продажи и продвижение через социальные сети.
Задачи и обязанности SMM-специалиста
Основные обязанности SMM-менеджера таковы:
- Создание контента для соц. сетей и блогов (как своими, так и чужими руками) — тексты, фото, видео, инфографика и прочее.
- Ведение пабликов в социальных сетях — VK, FB, Twitter, Instagam, OK, YouTube и других. Набор соц. сетей варьируется.
- Увеличение числа подписчиков и посетителей пабликов.
- Ведение таргетированной рекламы. Аналитика и отчетность по кампаниям.
- Общение с подписчиками и отслеживание их действий.
- Запуск активностей — конкурсов, опросов, викторин, игр и прочих интересностей.
- Отчетность о работе и результатах.
Требования к SMM-специалисту
Как правило, от SMM-менеджера требуется:
- Грамотная речь (устная и письменная). Умение писать интересные тексты.
- Умение развивать сообщества и привлекать подписчиков без накрутки и их прямой покупки.
- Опыт ведения таргетированной рекламы. Знание программ и сервисов, автоматизирующих и упрощающих работу (например, Церебро Таргет или Pepper.ninja).
- Знание веб-аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика).
Иногда требования к специалисту по SMM включают:
- Опыт работы и портфолио выполненных проектов.
- Знание графических пакетов для обработки фото, создания картинок и инфографики.
- Отличное знание английского языка.
- Опыт организации мероприятий.
- Знание маркетинга и умение продвигать продукты и услуги на рынке.
Как стать SMM-специалистом
Первый способ стать SMM-менеджером — через самообучение и фриланс. Развитие своих пабликов и блогов (например, о хобби или об интересной теме), работа на фрилансе с заказами начального уровня за полгода-год даст практический опыт и позволит наработать портфолио. Это в свою очередь даст шанс устроиться в digital-агентство и вырасти до профессионала. Это один из кратчайших путей в профессию, но он требует самодисциплины.
Второй способ стать SMM-специалистом — получить высшее образование в сфере PR, журналистики, маркетинга или пройти курсы по SMM и найти работу в продвижении в социальных сетях. Подойдет даже позиция начального уровня — помощник смм-специалиста или копирайтер. В процессе можно быстро набрать опыт, вырасти и начать вести серьезные проекты.
Зарплата SMM-специалиста
Анализ рынка показывает, что SMM-специалисты зарабатывают примерно от 30 до 90 тысяч рублей в месяц. Чем выше зарплата, тем ближе SMM-менеджер к маркетингу и тем серьезнее задачи он решает.