Найти тему
Записки левой лапкой

Домашка. Почему наша кошка ничего не перескажет

Очень мне нравится анекдот про "собака пересказала". Слышали? Не?

Ну так я вам сейчас перескажу.)))

"Уроки сделаны. Мать охрипла, дочь оглохла. Соседи выучили наизусть, собака пересказала"

Да-да, я сегодня хочу поговорить о, люби её во все дыры, домашке.

Итак, во первых строках хочу обозначить свою позицию. И звучит сей манифест кратко и ёмко.

Домашко - зло, но без него пока никак.

Наша образовательная система выстроена таким образом, что учитель и ученик связаны друг с другом через систему ухо-рот-ухо.

Учитель начитывает, ученик вызубривает и повторяет. Иногда в этом мозг и мышление практически не участвуют.

Эта болезнь лечится, но лечится системно и болезненно.

Нынешним школьникам остаётся только шествовать в ногу и надеяться выйти из системы с наименьшими потерями.

Впрочем, мы уже на древе. Возвращаемся к нашим баранам. Во всех смыслах.

Старшая домашнюю работу с самого начала делала самостоятельно. Сама. Да, я сидела рядом. Да, я была на подхвате, но ребёнок справлялся с тем, с чем мог справится и сам решал, когда ему необходима помощь зала.

Дальше - больше. Уроки делает сама. Четвёртый класс.

Ну... Как "сама"... "А..., уроки!" , "ты уроки сделала?" , "как там твой русский поживает?" , "завтра не успеешь, садись сейчас!"

Короче, я вижу, что ребёнку тяжело даётся домашняя работа. И причины тут банальны и, наверное, не уникальны. Нет мотивации, скучно, всё равно пятёрки не будет, "очень много задали", "мама, я устала" и так далее.

Иногда, но очень редко, делаем вместе. И то, что она или не понимает, или со мной быстрее.

То есть я вообще почти не в курсе, чо там и как. Так у всех нервы целее. У ребёнка, у меня, у учителя.

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Сейчас у нас школы и сады на карантине практически все.

Ребёнок дома, ребёнок по-прежнему не желает делать домашку.

Но раз её никуда вести не нужно, никуда не нужно вести мелкого, мы с ней садимся и вместе учим её уроки.

Тут есть ещё одна причина, я писала о ней, только, наверное, не здесь.

У неё беда с русским языком. При общей достаточно высокой грамотности ребёнок не может получить оценку, которую хочет. Из-за этого у неё руки опускаются и вообще мотивация падает.

После карантина думаю разговаривать с учителем. Разговор будет неприятный, но, кажется, он необходим.

Так вот.

Русский - это, оказывается, весело. Ребёнок получает удовольствие не только от преодоления прежде непреодолимых задач, но и от общения с родителем. Ребёнок изменился. Стиль поведения изменился. Не намного, но это заметно. Это реально заметно.

Математику она делает сама и туда я не лезу, только просматриваю.

Что мы сделали с русским?

1. завели блокнот для правил

Когда я училась в школе, времена были дикие и свободные, учителя ставили на нас эксперименты. В частности, учитель физики давала темы в виде опорных конспектов. Такая, шифровка на лист, в которой вся тема перед глазами. Учитель русского так же попробовала это делать. И это было удобно. Эти тетрадки долгое время ещё хранились у меня, но обстоятельства оказались сильнее моего желания их сохранить.

Так вот, с ребёнком мы перечертили те правила, которые она не понимает или забывает в блокнот.

Это - один из инструментов.

2. вывели алгоритм решения домашки

И вообще, решения задач по русскому. Берёшь задание, находишь в справочном материале нужную тему - я скачала ей учебник в книжку электронную и в её школьном учебнике кое-что есть - вычленяешь то, что необходимо сделать, делаешь, сверяясь с правилами.

Самое интересное, что я-то правил не помню, а она помнит. Но...

3. хвалить

Мимоходом, за любой успех, обязательно.

Это помогает. Особенно моей, чью самооценку шахтёры периодически мне возвращают. Я каждый раз радуюсь: "О, моя нашлась!", а потом вижу, что не моя и снова радуюсь: "Может, у дочи будет всё получше, чем у меня?"

4. она видит мой интерес.

Это действительно забавно. Потому что многие правила я забыла, потому что казуистический язык авторов учебника вызывает у меня приступы злословия, на которых ребёнок ржёт, мне интересно решать задачу.

И я провожу для ребёнка аналогию с любимой ею математикой: вот правило, вот задача, применяй правило, решай задачу.

И не надо, пожалуйста, не надо гнать пургу про гуманитариев и технарей!

Она полюбила математику тогда, когда уверилась в том, что русский по непонятным причинам у неё не идёт.

Теперь идёт.

Не бывает чистых технарей и чистых гуманитариев. В каждом намешано и не надо ярлыков.

Вот так мы делаем домашку.

А основная причина неуспеха моей мелкой... Это, в первую голову, учебник.

За который я бы лишила премии его авторов лет на десять.

Авторы не умеют пользоваться научным языком и научной терминологией, даже в том их виде, которого требует учебник началки. В одном задании одно и то же явление русского языка может быть обозвано тремя разными словами. Нет, не терминами! Именно словами! А ты догадайся, чего они имели ввиду.

Авторы не умеют формулировать задания чётко, просто и грамотно.

То есть: "Найди в тексте глаголы с личными окончаниями. Выпиши их в столбик, выбирая буквы; не забывай отвечать на вопросы и определять спряжение. Укажи время, число и лицо каждой формы"
Что значит "выбирая буквы"? Какие вопросы? Вопросов нет ни в этом упражнении, ни вообще каких-либо связанных с текстом. Что значит "каждой формы"?

В результате, выполнение каждого упражнения превращается в квест "угадай, чо они хотели". Борьба идёт с переменным успехом: то побеждает ребёнок с рабочей логикой, то авторы учебника алогично-поэтичные, как "наше всё"(это не про Пушкина, это отсылка к песне Louna)

Авторы перенасытили учебник информацией к запоминанию.

Куча ненужной, лишней, мешающейся и поданной в виде салатика и мешанины инфы к запоминанию.

То есть нет чётко сформулированных правил, коротких и внятных, которые ребёнок мог бы запомнить и оперировать ими. Есть куча "советов" в рамочках. Они создают шум визуальный и шум когнитивный. Слишком много информации к запоминанию, не главной, почти не помогающей, но обязательной к тасканию в голове. Мешает мышлению.

В первую очередь - учебник, а во вторую - её собственная неорганизованность и невнимательность.

С неорганизованностью вопрос решается, с вниманием - тоже.

Ребёнок внимателен к тому, что ему интересно.

Воттаккактуот

Ваш Мартокот в октябре и в шоке от учебников

ЗЫ: это я для себя сфоткала. да, я почти не помню все эти правила. воот.