Найти тему
Капитал страны

Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер

Ту-104
Ту-104

Гражданская авиация развивалась параллельно с военной. Так было во всем мире и тем более в СССР, где огромные средства тратились на разработку вооружений. Но если использовать в мирных целях пушки и танки было нереально, то в авиации дело обстояло по-другому. Действительно, почему бы вместо бомб не загружать в самолет обычных пассажиров. Да, салон переоборудовать надо, еще какие-то незначительные изменения внести. А так – летает же «птичка».

Вот таким образом и появился в СССР первый в мире реактивный пассажирский лайнер – Ту-104, первый полет которого состоялся в 1955 году. Он мог принимать на борт до 110 человек, его грузоподъемность составляла 9000 килограмм, а дальность полета – до 2750 километров. Учитывая огромную протяженность страны, создание подобных машин было жизненной необходимостью. Разрабатывался он в ОКБ Туполева (отсюда и название «ТУ») на базе дальнего бомбардировщика Ту-16. Слово «реактивный» означает использование именно такого рода типа двигателей (без пропеллеров), которые к тому времени были уже разработаны.

Прототип Ту-104 СССР-Л5400, Внуково, 1956 г
Прототип Ту-104 СССР-Л5400, Внуково, 1956 г

Если уж совсем честно, то первым в мире реактивным пассажирским самолетом был английский «Комет». Но он терпел постоянные катастрофы и был снят с производства – устранить причины аварий англичане не смогли. Американские «Боинги-707» еще не летали (первый полет в 1957 году). Так что наша «Тушка» оказалась первой в мире пассажирской машиной с реактивным двигателем, выполнявшей регулярные рейсы. Первый из них был совершен 15 сентября 1956 года по маршруту Москва – Омск – Иркутск. А немного до того, в том же 1956 году, СССР поразил весь мир, когда во время визита Хрущева в Лондон, туда прилетели три Ту-104. Никита Сергеевич любил демонстрировать «крутизну» СССР – то ботинком по трибуне в ООН стучать, то вот с эскадрой новейших авиалайнеров в Лондон прилетать.

Вид кабины пилотов ТУ-104
Вид кабины пилотов ТУ-104

На Ту-104 «Аэрофлот» выполнял перевозки в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и много еще куда. Это позволило СССР стать одним из мировых лидеров авиаперевозок. Достаточно сказать, что с 1957 по 1960 годы Ту-104 установил 26 мировых рекордов скорости и грузоподъемности для пассажирских самолетов данного класса.

Конечно, Ту-104 был технически несовершенен. При посадке иногда случались аварии. К тому же во всем мире началось производство самолетов с новыми, более экономичными турбовентиляторными двигателями.

Вид салона самолета
Вид салона самолета

Выпуск Ту-104 был прекращен в середине 60-х годов прошлого века. Свой последний полет Ту-104 совершил 20 ноября 1979 года. Так закончилась жизнь этого легендарного лайнера. Но на смену ему пришли новые отечественные герои. О них читайте в публикациях на нашем канале.

-5