В 376 году готы появились на Дунае, на границе Римской империи. Они пришли как целое племя, с воинами, женщинами и детьми. Они шли пешком, верхом на лошадях и в неуклюжих запряженных волами повозках, отступая от врага еще более свирепого, чем они сами. Они постучали в римскую дверь.
Будучи германским народом изначально скандинавского происхождения, готы мигрировали из Восточной Германии к берегам Черного моря в конце II века н.э. В 247 году их набеги стали всерьез беспокоить Римскую империю. На протяжении почти четверти века готы сеяли ужас на суше и на море, разгромили римскую армию императора Деция, который пал в бою против варваров.
Римлянам удалось сдержать готов, но их западная ветвь, вестготы («мудрые готы») вторглись в заброшенную римскую провинцию Дакия (Трансильвания). Только во время правления Константина Великого был заключен прочный мир с вестготами. Они стали федератами империи, которую были обязаны защищать в обмен на ежегодные денежные субсидии. К востоку от вестготов остготы («яркие готы»), при их великом короле Германарихе, тем временем построили огромную империю варварских народов, которая простиралась от северо-востока Днестра до берегов Балтики.
Номинально мир между готами и Римом продолжался около полувека. Война возобновилась в 364 году, когда вестготы вмешались в римскую гражданскую войну. Но законный наследник Восточной Римской империи, император Флавий Юлий Валент не только сумел устранить узурпатора на троне, но и прогнал готов обратно на север через Дунай и преследовал в их родных землях.
Как оказалось, последние набеги готов были всего лишь слабой дрожью по сравнению с землетрясением, которое вызвало появление гуннов, кочевого народа из степей между Каспийским и Аральским морями. Политическая междоусобица в их собственных землях заставила гуннов устремиться в Восточную Европу.
После поражения от гуннов
Как и готы, гунны были немногочисленны, но полагались на хитрость, жестокость, ужас, а главное – на скорость и выносливость своих крепких лошадей. В 372 году они разгромили аланов, кочевой ираноязычный народ. Войска Германариха были на грани падения; старый король убил себя в отчаянии. Ни его преемник, ни вестготы не смогли остановить гуннов, чьи стремительные конные лучники издалека поражали пехоту готов.
Их поражение от гуннов вызвало большой переполох среди готских племен. Многие стали подданными гуннов, в то время как другие мигрировали на Запад. Более антиримские и антихристианские группировки вестготов были оттеснены в Карпаты, но основная масса вестготов, могущественные тервинги во главе с Фритигерном и Алавивом, нашли убежище в пределах Римской империи и направились к границе Дуная, где появились в 376 году.
Таким образом, Римская империя внезапно столкнулась с более чем 50 тысячами варваров, отчаянно нуждающихся в пище и земле. Очевидная опасность заключалась в том, что непредоставление помощи тервингам приведёт к войне. Этот вопрос потребовал личного внимания со стороны императора Валента, который десять лет назад успешно расправился с готами. К несчастью для римлян, Валент находился в 300 милях к югу, в Антиохии, и участвовал в войне против персов.
Для борьбы с варварскими нашествиями и с более организованными персами римские императоры конца IV века имели в своём распоряжении армию, превышавшую полмиллиона человек. Однако границы империи были обширны, и основная часть войск находилась в стационарных гарнизонах – лимитанах. Практически все солдаты и некоторые из генералов не были римлянами, солдаты были выходцами с Балканского полуострова, Малой Азии, Галлии и африканских границ или из-за Рейна и Дуная. Действительно, в рядах Восточной армии служили целые подразделения готов. Варварское этническое происхождение римских войск увеличивало боевую доблесть, но в то же время снижало их надежность и верность.
Тервинги отказываются разоружаться
На востоке бо́льшая часть Римской армии была развернута против Персии. Непосредственную оборону нижнего Дуная должен был держать фракийский гарнизон. После долгих жарких дебатов между военачальниками и советниками призывы тервингов были приняты при условии, что их воины будут разоружены. Без своего оружия готы не представляли большой угрозы и стали бы рекрутами для легионов.
В конце 376 года тервинги получили известие об их принятии в состав империи. В качестве жеста доброй воли к римлянам Фритигерн и его народ приняли религию императора, арианство, ветвь христианской веры, которая считала Иисуса смертным и отделенным от Бога-Отца. Несмотря на такое проявление дружбы, тервинги благоразумно отказались подчиниться требованиям разоружиться и демонстративно сохранили свое оружие.
Тервинги пересекли Дунай на лодках и плотах, связанных из стволов деревьев. Сильные дожди раздули реку и немало готов утонули в её ледяных потоках. Варвары расположились лагерем на южном берегу реки возле Доростола (Силистрия), где пережили суровую зиму. Римских продовольственных запасов едва хватало, к тому же предприимчивый римский правитель Фракии, Люпицин, сбывал продовольствие, предназначенное для готов, на черном рынке. Варвары были доведены до голодной смерти, им только и оставалось как обменивать благосклонность своих женщин и продавать своих детей в рабство в обмен на собачье мясо, приготовленное римлянами.
Примерно в это же время на Дунае появилось племя остроготов – гревтунги. Под предводитьством Алатея и Сапхракса гревтунги сумели избежать покорения гуннами. Как и тервинги, они хотели попасть в империю. Римляне отвергли их просьбу. Тервинги, в конце концов, были бывшими федератами, а от гревтунгов можно было ожидать чего угодно. Римские войска, развернутые вдоль Дуная в качестве речных патрулей, заставили гревтунгов остаться на северном берегу реки, но вскоре ситуация изменилась.
Они больше не будут страдать от голода и рабства
В начале 377 года в лагере тервингов появились мысли о восстании. Чтобы запугать разъяренных варваров, Люпицин собрал римские дунайские гарнизоны и отправил тервингов к своей штаб-квартире в Маркианополе. Там он мог бы лучше следить за ними, даже при случае избавиться от мятежных вождей. Но после того, как дунайская оборона была лишена своих войск, путь стал открыт для гревтунгов, которые переправились через реку и последовали за тервингами.
В Маркианополе Люпицин пригласил Фритигерна и Алавива на ужин. В то время как личная стража вождей осталась за пределами дворца, Фритигерн и Алавив умоляли Люпицина. Из них Алавив был, вероятно, самым красноречивым. Между тем римские солдаты держали голодных тервингов подальше от городских стен. Варвары вскоре стали неуправляемыми. Римляне пытались утихомирить их, изолируя наиболее беспокойных. Но такие издевательства еще больше распалили тервингов, и некоторые из них затеяли драки с римскими солдатами.
Люпицин казался миролюбивым после роскошной трапезы, сопровождаемой шумным представлением. Но когда он услышал о неприятностях за пределами города, он вдруг приказал перебить стражу вождей тервингов, схватить Алавива и держать его в плену. Ситуация выглядела столь же ужасной для Фритигерна, но он ловко нашёл выход из затруднительного положения. Возможно, не слишком расстроенный тем, что избавился от своего соперника, он пообещал Люпицину предотвратить кровопролитие, если его отпустят. Это была уловка. Фритигерн и его дружинники пробрались через дворец к разъяренной толпе в городе. А про несчастного Алавива больше никто никогда не слышал...
Вернувшись со своими людьми, Фритигерн принялся грабить окрестности. Он больше не прислушивался к приказам римлян, больше не страдал от голода и рабства. Отныне готы будут брать, что хотят, и воевать с теми, кто им противостоит. Скорбный рёв варварских боевых рогов разнёсся по округе.
В ответ Люпицин собрал свои войска и встретил готов в девяти милях от Маркианополя. Римские войска храбро сражались, но натиск готов казался неудержимым. Оставив свои войска на погибель, трусливый Люпицин сбежал, чтобы спрятаться за стенами Маркианополя.
Тервинги вооружились оружием и доспехами убитых римских солдат. Вскоре после этого они присоединились к гревтунгам. Их объединенные силы совершили набег на Адрианополь. В свете последних событий население города обратилось против полка готов, который ранее был частью гарнизона Адрианополя. Окруженные шумной толпой, забрасывавшей готов камнями, варвары клинками пробивали себе дорогу из лагеря в пригород.
Новобранцы присоединились к Фритигерну, который возглавил их объединенные силы в нападении на стены Адрианополя. Но готам не хватало знания осадного искусства, к тому же защитники города были хорошо вооружены – в Адрианополе располагались имперские военные заводы. Варвары понесли тяжелые потери.
Читайте далее: Готская война (377–382). Часть II
Автор: Людвиг Генрих Дейк (Ludwig Heinrich Dyck)
Источники:
Аммиан Марцеллин. Римская история / пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни, 1906—1908; ред., предисл. и комм. Л. Ю. Лукомского. — 3-е изд. — СПб.: Алетейя, 2000. — (Античная библиотека)
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica.
Исидор Севильский. История готов.
Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!