Обычная для заправок картина - подъезжает автомобиль, владелец заправляет полный бак, а после того, как сработала отсечка на пистолете - несколько раз доливает топливо, снова и снова нажимая на рычаг до очередного щелчка. То ли уехать подальше на одном баке хочет, то ли пореже на заправку заезжать.
Почему так делать категорически нельзя, как подобные действия могут привести к увеличению расхода топлива и повредить ваш катализатор я и расскажу в этой статье.
Но для начала - немного теории.
Все современные автомобили начиная с класса EURO2 оснащены системой EVAP, главное назначение которой - удерживать пары бензина из бака от утечки в атмосферу.
Пары бензина отсасываются из бака в поглощающий угольный фильтр (адсорбер), а оттуда - во впускной коллектор, где благополучно сгорают. Процессом управляет ЭБУ (электронный блок управления двигателем), включая и выключая продувку адсорбера и внося поправку в состав топливной смеси, когда клапан открыт.
Однако именно попытки заправить бак до предела, "под пробку" и вносят в ее работу полный разлад.
Поясню. Бак любого автомобиля имеет в верхней части специальную расширительную камеру, объемом от 10% до 20% от общего объема бака в расчете на расширение топлива в жаркую погоду. Знакомая нам отсечка на пистолете АЗС срабатывает как раз когда топливо поднимается до нижнего уровня камеры - это и есть полный бак.
К верхней части камеры крепится шланг системы EVAP, который идет в угольный фильтр.
Если бак заправлен сверх нормы, то вместо паров в этот шланг втягивается жидкий бензин, который заполняет угольный фильтр, а при продувке он же поступает в жидком виде прямиком в коллектор.
Как следствие - смесь излишне обогащается, токсичность выбросов резко возрастает вместе с расходом бензина.
Но самое опасное в богатой смеси - чрезмерный нагрев и последующее разрушение катализатора, а он - весьма недешевая покупка.
Во избежание этого - заправляйте бак до щелчка на заправочном пистолете.