...На въезде в станицу Дубовскую Ростовской области, в степи высится монумент. На этом месте в годы войны был лагерь для 20 тысяч советских военнопленных. Пять тысяч из них были здесь з а м у ч е н ы или р а с с т р е л я н ы. Старожилы хорошо помнят периметр из колючей проволоки, вышки с пулеметами и глубокие рвы, наполненные трупами. Хорошо помнят они и тех, кто прислуживал фашистам. Несколько фамилий назвала жительница Дубовской Прасковья Васильевна Забазнова. Уж кто-кто, а она знала охранников в лицо.
В 1942 году вместе со своей свекровью Еленой Яковлевной они пришли к воротам лагеря, чтобы выпросить на свободу хоть кого-нибудь из заключенных. Замысел женщин был прост и дерзок: администрации сказать, что двое пленных — родные братья Прасковьи. Но кого назвать братьями? На счастье, у проволоки оказались два бойца-артиллериста. Елена Яковлевна успела объяснить им, и те перекинули через забор фотоснимок, запечатлевший друзей еще до войны.
С этим снимком женщин провели в лагерь.
— Выбирайте, а нет — сами здесь останетесь.
— У меня тряслись руки,
— вспоминала Прасковья Васильевна,
— я боялась, что полицаи заметят это. Заходим в полутемный барак... И вдруг откуда взялась смелость, спрашиваю: «Левицкие! Володя! Алеша!» Смотрю, поднялись двое, к нам идут. (Фамилия моя девичья — Левицкая.) Точно, они! Те, что были у проволоки. Охранники фотографию изучают, я им дала. Вроде признали. И что вы думаете? Отпустили! Вышли мы вчетвером в степь, за станицу, они в ноги упали. Потом жили у нас долго под видом братьев. А зима кончилась, ушли к своим. Фронт подходил к нам. Помню, у одного фамилия такая смешная — Чекамучка, а вот другого запамятовала... Как сложилась их судьба? Живы ли?
Что привело женщин в лагерь, что заставило пойти на такой опасный шаг? Тут, пожалуй, сразу и не ответишь. Да и стоит ли? Сотни тысяч советских людей в годы войны жили одним законом.
Законом совести, человеколюбия и милосердия...
⭐⭐⭐
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И СТАВЬТЕ «ПАЛЕЦ ВВЕРХ»