Найти тему
Mankind

Анри Матисс

(1869-1954) Французский художник-фовист, скульптор, представитель парижской школы. Написал тот самый «Танец». Чаще всего писал жену и дочь, но живопись любил больше — даже медовый месяц провел в Лондоне, изучая картины Уильяма Тернера.

Анри Матисс
Анри Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в семье преуспевающего торговца зерном, который держал лавку в небольшом городке Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции. Будучи первенцем, по мнению родителей, он должен был продолжить отцовское дело. Мальчика отправили в школу, а затем в лицей Анри Мартен. В 17 лет Матисс под благовидным предлогом дальнейшего образования сбежал из провинции в Париж, где учился юриспруденции в Школе Юридических наук. В 1888 году переехал в Сен-Кантен, где устроился работать клерком у присяжного поверенного. Однако скучной жизни обывателя не сложилось — операция по поводу аппендицита в 1889 году и восстановительный период после нее круто изменили распланированную биографию Анри.

Чтобы сын не скучал в больничной палате, мать купила Анри художественные принадлежности. Матисс, которому тогда был 21 год, с удовольствием взялся копировать цветные открытки. В какой-то момент юноша осознал, с чем хочет связать свою жизнь. Отец, уже видевший Анри на своем месте, его идею не одобрил. Против воли родителя юноша записался в школу рисунка Кантен де ля Тур. В 1891 году он бросил юриспруденцию и снова уехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана, где учился у известного художника Виллиама Адольфа Бугро. Эта была лишь первая ступень на лестнице, по которой Матисс намеревался попасть в Школу изящных искусств. Вступительный экзамен он провалил.

Натюрморт с книгами и свечой, 1890 г.
Натюрморт с книгами и свечой, 1890 г.

Матисс не сдался, в 1893 году он перешел в Школу декоративных искусств, где познакомился с Альбером Марке. Вдвоем юноши стали посещать мастерскую француза-символиста Гюстава Моро. Два года постоянной работы принесли свои плоды. Экзамен в школу изящных искусств был успешно сдан, а будущих фовистов Моро принял уже на правах полноправных студентов.

Чтобы окончательно одичать, (название течения фовизма произошло от французского fauve — дикий) Матиссу предстояло пройти весь путь эволюции классического фигуративного искусства до современного художнику авангарда. Методика Моро заключалась в доскональном изучении классической живописи, особое внимание студентов он обращал на работу мастеров прошлого с цветом. А те, в свою очередь, прилежно копировали старые полотна. Анри особенно любил работы Жана-Батиста Симеона Шардена.

Бутылка схидама, 1896 г
Бутылка схидама, 1896 г

Поворотным моментом для формирования стиля Анри Матисса стало знакомство с коллекционером и художником из Австралии Джоном Питером Расселом. Тот был дружен с Роденом и собирал полотна Бернара и ван Гога. Так молодой художник познакомился с импрессионизмом. Именно Рассела Матисс называл своим учителем, отмечая, что именно он объяснил теорию цвета.

В 1986 году картины Матисса были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств. Успех на экспозиции — сразу две работы были куплены государством — обеспечил художнику статус члена-корреспондента Салона. А одна из приобретенных картин украсила резиденцию президента Франции в Рамбуйе. Речь идет о «Читающей», полотне, в котором ясно прослеживается влияние классической живописи.

«Читающая»,1894 г.
«Читающая»,1894 г.

В январе 1898 года Анри Матисс женился. Амели Парейр родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Незаконнорожденную дочь художника Маргариту, которую в 1894 году родила его модель Каролина Жобло, тоже взяли в семью. В последствии Амели и Маргарита стали любимыми моделями Матисса. Но главной женщиной его жизни была живопись. Медовый месяц художник провел в Лондоне — классик импрессионизма Камиль Писсаро порекомендовал ему познакомиться там с творчеством Уильяма Тернера. Британца считают предтечей французского импрессионизма.

В 1899 году Матисс вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение. Моро умер в том же году. Его место занял Фернано Кормоно, художник-реалист. Между новым главой мастерской и Анри ожидаемо возникли разногласия и он ушел из Школы Изящных искусств. В 1900 году Матисс впервые пробует работать со скульптурой и встает перед трагической необходимостью взять коммерческий заказ. Несмотря на талант, у художника не было постоянного заработка, а Амели потеряла шляпный магазинчик, в котором была совладелицей. Анри устроился художником-декоратором на объектах Всемирной выставки Гран-Палэ, где заболел бронхитом и был вынужден ехать в Швейцарию, где художник совмещал лечение и работу. После семья вернулась к родителям Матисса в Боэн-ан-Вермандуа. В совокупности в этот период художник писал по несколько картин в год, и в его творчестве ярко прослеживалось наследие импрессионистов.

«Нотр-Дам», 1900 г.
«Нотр-Дам», 1900 г.

В 1902 году художник принял участие в совместной выставке в открывшейся галерее Берты Вейль, где его картины впервые были куплены частными лицами. В 1904 году открылась первая персональная выставка Анри Матисса, прошедшая без особого успеха. В 1905 году Матисс в компании нескольких импрессионистов отправился в Сен-Тропе. Там художник экспериментировал с приемами дивизионизма — направления в живописи, которое подразумевало мозаичное нанесение отдельных мазков. Тогда же была написана «Роскошь, спокойствие и наслаждение», которое искусствоведы называют первым шедевром. Правда, такая техника письма Матиссу скоро наскучила и он продолжил движение в сторону более широких мазков, характерных для фовизма. Это течение в живописи просуществовало с 1904 по 1908 год и возглавлял его Анри Матисс. Яркие краски и нарочито резкие мазки картин, представленных на Осеннем салоне в Париже, ожидаемо шокировали публику и возмутили критиков.

В 1908 году Матисс при поддержке меценатов основал собственную академию, где преподавал вплоть до 1911 года, когда полностью погрузился в живопись. В 1912 году прошла его первая персональная выставка в США. Консервативная американская публика отреагировала на творчество Анри с не меньшим негодованием, чем парижане. Тем не менее, выставки Матисса в Штатах продолжались вплоть до 1926 года. В тот период в его работах появилось влияние кубизма, что не удивительно для полотен художника дружившего с Пабло Пикассо. И все же Матисс по-прежнему оставался еще одним авангардистом из Франции.

«Роскошь, спокойствие и наслаждение», 1904-1905
«Роскошь, спокойствие и наслаждение», 1904-1905

Всемирную известность Анри Матисс получил в 1920 году. Все началось с работы над декорациями к балету «Соловей» для Дягилевских сезонов. После прошло сразу несколько успешных выставок в Старом и Новом свете. В июле 1925 года художник стал кавалером ордена Почетного легиона. В 1927 году организацией выставки отца занимался ставший галеристом сын художника Пьер Матисс. Одно из самых известных произведений художника — триптих «Танец II», было создано по заказу американского коллекционера Альберта Барнса в 1933 году. В этой работе художник впервые использовал цветную бумагу.

В 1941 году Анри Матисс перенес тяжелую операцию и, чтобы уменьшить нагрузку на ослабленный организм, он изменил стиль своей работы. Теперь вместо красок он использовал обрезки цветной бумаги. В 1944 году жена и дочь Анри были арестованы гестапо за участие во французском Сопротивлении. В 1947 году художник взялся за роспись Капеллы Четок в небольшом женском монастыре в Вансе. Вторую аналогичную работу — витраж в церкви, построенной Рокфеллером — художник не закончил. Он скончался в 1954 году в возрасте 84 лет. Работу над витражом продолжил еще один представитель Парижской школы — Марк Шагал.

Автор Ксения Золотарева

«Танец», 1933 г.
«Танец», 1933 г.