Найти тему

Как развить у ребенка чувство юмора

Чувство юмора – прекрасное качество, и очень хотелось бы обнаружить его у своего ребенка. Оно одновременно является и эстетическим, и интеллектуальным, и нравственным. Можно ли его сформировать?

Гены или развитие?

Можно говорить о некой генетической предрасположенности к юмору. Однако не совсем верно утверждать, что чувство юмора - врожденное качество, которое, так сказать, автоматически передается из поколения в поколение. Оно не наследуется от родителей, а формируется в общении с ними. Самое главное – это домашняя атмосфера, в которой пребывает маленький человек: как разговаривают взрослые друг с другом и детьми, над чем они смеются. Если в семье присутствует чувство юмора, то в ребенке оно обязательно разовьется. Если же никто не острословит, никогда никого не разыгрывает, не коверкает слов и т.п., то и ребенок не научится беззаботно смеяться, к месту подшучивать над кем-то, понимать шутку в свой адрес.

Любой малыш расположен впустить юмор в свое открытое сердце. Веселье неотделимо от природы ребенка: он не сможет жить, испытывая лишь отрицательные эмоции. Чувство юмора обязательно нужно развивать. Однако не стоит забывать, что оно формируется у малыша постепенно, как и другие качества личности.

Веселитесь вместе с крохой

Пока малыш еще плохо говорит, многого не знает и не понимает, очень важно, чтобы он с улыбки начинал каждый свой день, с радостью познавал мир и делал открытия. Даже когда вы устали, чем-то озабочены, следите за своей мимикой и интонацией речи, обращенной к нему.

Чем болезненнее ребенок, тем больше в доме должно быть веселья, так как смех способствует оздоровлению. В настоящее время существуют различные теории, объясняющие влияние смеха на организм человека. Установлено, что этот доступный всем «препарат» обладает множеством полезных свойств. Смех укрепляет иммунную и нервную системы, расслабляет мышцы, нормализует дыхание, улучшает кровообращение, способствует пищеварению. Организм смеющегося человека вырабатывает гормоны, которые приглушают чувство боли.

Обязательно украшайте весельем время, проводимое с ребенком. Ищите смешное везде, где бы вы ни были и чем бы вы ни занимались. Читайте книги и смотрите мультфильмы, содержание которых обязательно заставит вашего малыша улыбнуться или похохотать. Пойте ему веселые и ритмичные песенки. Можно использовать специальные игры, предназначенные для развития у ребенка фантазии и чувства юмора, а так же для формирования навыков связной речи.

Смеяться разрешается

Малыш подрос, он уже прекрасно говорит, понимает шутки, хохочет по любому подходящему поводу, иногда - и без видимой причины. Нередко родители дошкольника или первоклассника останавливают, резко прерывают, на их взгляд, неуместное веселье. Возможно, от них ребенок слышит пресловутое выражение «Смех без причины…». Да, детский юмор с позиции взрослых кажется примитивным, плоским или грубым. Ребенок смеется не только над всякой «ерундой», но и над ошибками и промахами своих друзей. С возрастом это пройдет.

А пока ему, так сказать, смешинка в рот попала, вы не превращайтесь в этакую мамашу, никогда не улыбающуюся, всегда чем-то озабоченную, мрачную и сдержанную в выражении добрых чувств и эмоций. С пониманием принимайте беззаботность и непосредственность как нормальное проявление здорового ребенка. Для него шумные игры, безудержное веселье, смех без причины - это не пустое времяпрепровождение. Не лишайте его счастливого и беззаботного детства. Оно такое короткое!

Дети любят подурачиться и пошутить. И не стоит своему ребенку запрещать делать это. Любая увлекательная забава поможет ему легче пережить неудачи и волнения дня, проведенного в детском саду или школе. Поэтому вечерами обсуждайте события прошедшего дня, стараясь найти в них смешные стороны. Пусть ребенок подумает о том, какие забавные сравнения или шутки он мог бы по этому поводу сказать. Экспериментируйте с преувеличением или приуменьшением значимости какого-нибудь произошедшего события, факта или явления. Умышленно вводите в ситуацию элемент неожиданности. Придумывайте необычные ассоциации, соединяйте принципиально несоединимые слова, чувства, ситуации и объекты. Играйте словами с двойным значением, сочиняйте каламбуры.

Все дети любят фантазировать, придумывать истории и небылицы. Если вы вовлечетесь в этот творческий процесс своего ребенка, то найдете, над чем посмеяться. И, разумеется, источником юмора и веселья должны быть книги, фильмы, спектакли, телепередачи.

Грешно смеяться

Самокритика и самоирония – это качества, которые мы высоко ценим в людях. Похвально, когда человек способен посмеяться над собой. Однако нельзя целенаправленно учить малыша смеяться над собой. Тем более, запрещается насмехаться над его внешним видом, словами и поступками. Необходимо чаще высказывать одобрение и похвалу, чтобы сформировать у ребенка высокую самооценку. Когда малыш подрастет, приобретет уверенность в себе, то он сам найдет повод пошутить над своими недостатками и промахами.

Не секрет, что некоторые родители часто потчуют своих детей колкостями и подковырками. Встречаются семьи, где в разговорах с детьми постоянно звучат оскорбительные нотки, возможно, и кажущиеся взрослым смешными.

Малыш может слышать от папы, мамы, старших братьев и сестер сравнения его с поросенком, трусливым зайцем, толстым хомяком, неуклюжим медведем и т.п. Взрослые не задумываются о том, что, посмеиваясь над незначительными недостатками в поведении и внешнем виде ребенка, можно породить у него трудно искореняемые комплексы. Необходимо также иметь в виду, что ребенок, над которым смеются дома, воспользуется случаем и, так сказать, отыграется на ком-то более слабом. Например, в детском саду или школе он может назвать девочку «жирная свинья», мальчика - «вонючий скунс» и при этом громко хохотать. Он не видит в своем поступке ничего предосудительного, подобными характеристиками принято обмениваться в его семье.

Простой пример

Ребенок неаккуратно ест, пачкает себе лицо, руки и одежду. Может быть, во время обеда он действительно имеет смешной вид и становится центром внимания. В одной семье прямо за столом малыш получает строгий выговор или его делают объектом для злых насмешек. В другой семье – иная тактика, поучительная, но добрая и веселая.

Мама замечает, что после выпитого стакана кефира, у ребенка над верхней губой появилась белая полоса. Она с улыбкой заявляет всем, сидящим за столом, что к ним в гости пришел белый котик. Все, включая малыша, начинают оглядываться по сторонам в поисках котенка. Мама нахваливает невидимого гостя, называет его маленьким, хорошеньким, красивеньким, с беленькими усиками. Затем она подносит зеркальце к лицу «котика» и дает ему салфетку. Ребенок веселится вместе со всеми, и в следующий раз, когда будет пить кефир или молоко, постарается сделать это аккуратно. Когда он подрастет и станет лучше понимать юмор, можно и пошутить над его былым недостатком.

Юмор – ирония - цинизм

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к окружающему миру. Ирония - сложная вещь, не всегда понятная детям. Однако встречаются такие «веселенькие» семейки, в которых родители этого не учитывают, иронизируют постоянно, всегда и над всем. В их доме царят в основном злая ирония и сарказм, стиль общения характеризуется наличием язвительных насмешек, едких замечаний по любому поводу.

Есть разница между наличием у человека чувства юмора и такого качества, как подвергать все осмеянию. У некоторых людей оно превращается в некую самоцель. Юмор трансформируется в циничное отношение к чужим переживаниям, проблемам, событиям в жизни. Чувство юмора обязательно предполагает наличие у человека нравственного идеала, иначе оно перерождается в пошлость, цинизм и жестокосердие. Юмор не юмор, если он лишен человеколюбия, чувства сострадания. И такое «чувство юмора» прививать не надо, наоборот, ребенка следует ограждать от него.

Защитная функция юмора

Все мы выбираем себе спутников жизни и друзей, с которыми легко и радостно общаться, которые умеют шуткой разрядить обстановку, снять эмоциональное напряжение. Почти каждая из нас считает и себя человеком, не обделенным чувством юмора. А что получается в обыденной жизни?

Проблема, конфликт, ссора. Такая цепочка развития событий очень часто наблюдается в нашем общении с детьми. Почему же мы забываем о «спасательном круге на волнах жизни», когда обсуждаем с ребенком промахи в его поведении, когда он, к примеру, не хочет помочь нам или проявить терпение?

Умение отнестись к любой проблеме с юмором и легкой самоиронией - важная способность эффективной регуляции психики, ее защитный механизм. Когда вы начинаете шутить, то способны обезопасить от отрицательных эмоций и себя, и ребенка. Поэтому не прививайте негативную потребность постоянно делать своему чаду замечания, стыдить его, читать ему мораль, выискивать в нем недостатки. Не превращайтесь в домашнего командира или начальника. Когда вы уже готовы накричать на ребенка, остановитесь на мгновенье. Почти всегда, если постараться, можно с юмором посмотреть на произошедшее.

Юмор постоянно сопровождает нас по жизни и порой выручает в нелегких ситуациях. Воспитать в ребенке чувство юмора, привить ему дух оптимизма – важная задача для родителей.

Татьяна Порецких