Последней киноролью гениального русского актера Сергея Юрского стала работа в сериале "Товарищ Сталин" в 2011 году. После выхода этой картины на экран он уже не принял ни одного предложения. Но мы с вами и так знаем, из чего приходится выбирать современным российским артистам...
Во время нашей последней беседы с Сергеем Юрьевичем, сталинское время он вспоминал на удивление тепло. Правда, говорил больше о студенческих годах, — ведь на юрфак ЛГУ он поступил еще при жизни "вождя народов". Рассказывал о преддипломной практике в прокуратуре и непростой работе следователей и правозащитников, их ответственности за жизнь и судьбу обвиняемого.
Для себя Юрский все же сделал непростой выбор и после получения "красного" диплома юриста (школу он также закончил на "отлично", получив золотую медаль) всё же сменил профессию и пошел учиться на артиста.
Не знаю, каким бы из него вышел следователь прокуратуры, а артист из него получился великолепный. Редкой огранки бриллиант — говорят обычно о таком уровне таланта, мастерства и трудолюбия.
Правда, первая большая роль в кино чуть не стала для него последней. Образ дикаря, привезенного из экспедиции в Москву, настолько не понравился критикам и партийным деятелям, что фильм "Человек из ниоткуда" был запрещен постановлением политбюро в 1961 году и положен на полку более чем на 25 лет до 1988-го.
Следующая крупная работа прославила Юрского на всю страну — роль Викниксора (Виктора Николаевича Сорокина), педагога из детской колонии в "Республике ШКИД". Такого учителя мечтали заполучить себе в школу все ученики страны. Затем роль Остапа Бендера в "Золотом теленке" и снова невероятный успех!
Эти киноленты просто взорвали кинотеатры, а самого Юрского стали "разрывать" режиссеры. В 60—70-е годы он снимался минимум в одном фильме в год. Для того времени это был невероятно плотный график. Это сейчас 100-серийное "мыло" состряпают за 2 недели без репетиций и дублей, а тогда фильм снимали несколько месяцев, а то и год. Потому и получалось киноискусство, а не кинопродукт.
Нередко при упоминании его фамилии, вспоминают забитого обстоятельствами интеллигента Ивана Груздеав из "Место встречи изменить нельзя".
Причем режиссер фильма Сергей Говорухин пригласил Юрского на роль афериста Ручечникова (его сыграл еще один самородок — Евгений Евстигнеев). От роли уголовника Ручечника Юрский отказался, но выбрал образ врача Груздева, обвиняемого в убийстве жены из корыстных побуждений — чтобы не разменивать квартиру после развода.
Прекрасно удались Юрскому импозантный сухарь мэтр Роше из "Ищите женщину" и конечно же великолепный дядя Митя в комедии "Любовь и голуби"!
"Инфаркт микарда, н-да... Вот такой рубец!"
"Я ей — Санюшка. А она мне — Митюнюшка"
"Так, день взятия Бастилии впустую прошел"
"Извините, что помешал вам деньги прятать"
Эти и другие коронные фразы дяди Мити помнятся всем зрителям. Хотя этой роли могло и не быть в биографии Юрского. Или "золотой фразой" артиста могла стать фразочка "Я б сейчас отравился бы горбушечкой". Да-да, и в этой картине Юрский пробовался на другую роль — Василия Кузякина. И именно он "притащил" в картину свою жену Наталью Тенякову. На роль жены дяди Мити, естественно. Той самой "Санюшки".
Юрский о кино:
"С кинематографом я однозначно завязал. То, что сейчас предлагают, меня не привлекает".
Юрский о римейках:
"Я видел новые версии культовых фильмов прошлого: "Ирония судьбы-2", "Служебный роман-2", "Золотой теленок". Ну что сказать? Можно повесить фотографию картины Рембрандта, подвести к ней зрителей, сказать: "Вот посмотрите, оцените, как ложится свет? Вот что значит Рембрандт…" И зрители уйдут удовлетворенные, потому что они перестали доверять собственным глазам. Доверяют тому, что сказано, что прорекламировано.
Сергей Юрский о театре:
"Современный театр находится в состоянии агонии. Вроде бы театр есть, ставятся спектакли. Публика ходит. А театра нет. Ведь мы влияли на определенную, самую просвещенную часть населения. Театр влиял на людей. Театр считался крайне важным элементом развития общества потому что был связан с другой важной частью развития общества — литературой, драматургией. А что сегодня? Билеты становятся дороже, спектакли обильно снабжают звездными лицами, разрекламированной ерундой, музыкальными штуками и прочей мишурой. Зрительные залы полны. Но я смотрю в зал со сцены и никого не узнаю. Кто эти люди? Это совсем не те, кто ходил в театр раньше…