Найти тему
ТЕПЛО МАМИНЫХ РУК

15 упражений для непослушного звука «Р»

Часто у многих ребят возникают трудности с самым заковыристым звуком «Р», как быть? Что делать? Достаточно обратиться к хорошему логопеду, который научит правильно произносить звук «Р». Самостоятельно ставить звуки ребёнку нельзя!

Однако при благоприятных условиях обучения вопросы произношения способны к самокоррекции.

Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 2-3 раза в день, продолжительность 10-15 минут.

Дочке в свое время они очень помогли.

Артикуляционные упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Итак, начали!) Рисунки помогут быстрее запомнить их и выполнять чаще и с удовольствием.

1. Качели

Улыбнуться, открыв рот (широко). На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Улыбнуться, открыв рот (широко). На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

2. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не двигается.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не двигается.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

3. Чистим верхние зубы

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

4. Посчитай верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

6. Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

7. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

8. Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

Выполнять упражнение, меняя темп.

В барабан мы сильно бьём
И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

9. Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук «З» (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук «З» (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

10. Котёнок

Налить на блюдечко сгущёнки или мед. Слизывать язычком, как котёнок.
Налить на блюдечко сгущёнки или мед. Слизывать язычком, как котёнок.

11. Мячик

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Швейная машина строчит

Между зубок прикусить карандаш или чистый пальчик, и стучать по бугорочкам (альвеолам) язычком за верхними зубами, произнося звук Т-Т-Т-Т…
Между зубок прикусить карандаш или чистый пальчик, и стучать по бугорочкам (альвеолам) язычком за верхними зубами, произнося звук Т-Т-Т-Т…

13. Заводим мотоцикл

Между зубок прикусить карандаш или чистый пальчик, и стучать по бугорочкам (альвеолам) язычком за верхними зубами, произнося дын-дын-дын…..
Между зубок прикусить карандаш или чистый пальчик, и стучать по бугорочкам (альвеолам) язычком за верхними зубами, произнося дын-дын-дын…..

14. Муха

Приоткрой рот. Держи кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки дззз-дззз-дзззз….
Приоткрой рот. Держи кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки дззз-дззз-дзззз….

15. Шмель

Приоткрой рот. Держи кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки джжж-джжж-джжж…..
Приоткрой рот. Держи кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки джжж-джжж-джжж…..

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте его, создайте благоприятную принимающую атмосферу. Проявите терпение. Хвалите за каждое удачно выполненное упражнение.

Рекомендуемая литература:

Е. А. Пожиленко «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л»;

Л.Н. Зуева «Логопедия для дошкольников. Звуки Р, Л»;
Н.Корнев, Н.Е.Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать»;
Ю. Б. Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Выпуск 3: Звук "Р"».