Средневековая Италия — оплот католицизма, вела нешуточную борьбу с предрассудками мистического толка, ненавязчиво побуждавших народ к странным поступкам и нестандартному решению жизненных проблем.
Ох уж эти звезды
На заре XIII века Италия самозабвенно окунается в реку астрологии, возводя ее до уровня науки. Каждый мало-мальски значимый вельможа содержит при себе предсказателя, даже папа Лев X прислушивался к пророчествам, а Павел III объявлял заседания с епископами в астрологические благоприятные даты. Читающих волю звезд, развелось в большом количестве. Все они быстро становились уважаемыми людьми и завсегдатаями в гостях у высшего сословия. Детям не только составляли гороскоп, но и в случае неблагоприятного прогноза, астролог за большие деньги брался влиять на судьбу несчастного.
Предсказатели для повышения собственной репутации и демонстрации умений опускались до кощунственных изысканий на тему христианства. Чекко д’Асколли в 1327 году был сожжен на костре за звездные расчеты «истиной даты Рождества и смерти Христа». Хиропрактики были объявлены потворством религиям мусульман и язычества. Вопреки запретам свирепствовала мода на темнокожих оракулов из мавров. В попытке доказать отсталость взглядов лженауки, мыслитель Пико делла Мирандола публиковал предсказания погоды в течение месяца от самых знаменитых прорицателей. Три четверти гаданий оказались неверными, что не отвратило от верований простой народ, но поубавило пыл открыто печатать астрологические книги.
Все изменчиво - знаки вокруг нас
Чтоб не прозевать изменений в судьбе, итальянцы следили за знамениями. Подобно античности, животный мир был источником дурных или хороших вестей. Случайно охромевшая лошадь, не возвратившийся ловчий ястреб или бешенство у охотничьих собак вводили в ожидание серьезных бед.
В 1529 году, прилетевший в осаждаемую Флоренцию подстреленный орел, предрекая хороший исход, принес своему хозяину награду от глав города в 4 дуката. Для принятия верных решений синьория содержала львов и леопардов, символизирующих власть со времен римлян. Благоприятное время для законотворчества определялось в зависимости от поведения этих хищников.
Суббота в умах флорентийцев отождествлялась с мистическими качествами удачи. Неудивительно, что наступления войск на врага часто планировали именно на конец недели. В Перудже для удачи на поле битвы воины маршировали из города через ворота, посвященные этрусками Вертумну - богу даров, прообразу римского Юпитера.
Не хватает примет — придумай сам
Не последнюю роль в суевериях средневековых итальянцев играло их собственное воображение. В 1478 году разразившийся на несколько дней ливень в городе Пьянченца привел к массовой истерии. Группа простолюдинов провозгласила его карой за несправедливость — ростовщик, захороненный на святой земле близ церкви. И поскольку священнослужители отказали в перезахоронении. Толпа молодежи силой выкопала труп, и вдоволь поглумившись, бросила его в реку. Именно этот акт святотатства якобы спас город от потопа.
Подобная расправа постигла дворянина Джакомо Пацци. Нечестивца участвовавшего в заговоре против власти, громогласно призывавшего сатану в момент удушения, крестьяне посмертно утопили в Арно. Толпу не устраивало даже перезахоронение. Тело изувечили и пронесли по городу напоказ. Поводом стал все тот же дождь, угрожавший посевам.
Чертовщина в голове
Средневековая Италия, как и остальная Европа верила в привидения. Отличие от северных регионов в том, что в данном случае подразумевалась темная ипостась. Согласно мировоззрению, сущности являвшиеся живым — злые тени душ, пребывающих в чистилище. Кроме зла и убийств при встрече с призраком ждать нечего. Проявлениями подобного служили шорохи и шумы в замках. Слуги после кончины кого-либо из хозяев дома начинали сочинять истории, под которые иногда пропадали всякие полезные мелочи в доме.
Причем деяния духов никак не спутаешь с коварством демонов. В 1333 году в долине реки Арно произошло наводнение. По прошествии времени объявился старый отшельник, заявивший о своем видении демонических всадников накануне ночью, близ аббатства Валломброзо. Перекрестившись и произнеся заклинание, он будто бы разобрал среди шума в своей голове их намерения потопить Флоренцию. Старик возможно принял сон за явь, или же из-за привычки к суевериям связал печальное событие с увиденными им воинами. Однако история в народе набрала популярность, и не вызывала сомнения.
После ужесточения гонений на ведьм и чародеев в остальной Европе, в Италии пришла мода на самостоятельное применение заклинаний и ритуалов. Учились этому разумеется у местных ведьм.
Коммерческий проект - магия
Итальянская ведьма (strega) это надувательство завуалированное. Она не летает на метлах, не утверждает, что воочию видела дьявола, и уж точно не живет в домике на отшибе леса. Дама сыплет формулами, амулетами, заклинаниями, обещая за деньги создать страсть или ненависть, обучить простенькому ритуалу. Авторитет стриги строится на том, что у нее на службе демоны. А что собственно еще нужно, для счастья.
С ведьмами весьма успешно конкурировали нищенствующие монахи. Они также читали молитвы и возлагали различные покаяния (в виде голодовок, самобичевании и прочего) во исполнение благих желаний, тоже кстати не бесплатно. На волне подобных верований приобрел популярность сам Саванаролла.
Популярность чудес, как разновидности шарлатанства, породило более жестокую породу колдовства — убийство. Стриги играя на чувствах людей, не брезговали созданием ядов и лекарств от элементарных хворей. Часто в болезни и смерти близких усматривали ворожбу, с подозрением посматривая на друзей и соседей.
Правители герцогств, периодически выпускали нравственные эдикты, запрещавшие глумиться над христианством, ритуалы, хиромантию, а также содомию, и проституцию. Но во времена бедствий, войн, болезней и голода люди принимались за старое.