В начале 1980-х годов в популярном журнале «Юность» появилась повесть Карена Шахназарова «Курьер». Повесть вызвала широкий общественный резонанс: читатели разделились на поклонников и противников произведения. Молодому режиссеру Андрею Эшпаю повесть очень понравилась и он захотел снять фильм по ее мотивам. Шахназаров был не против, и работа закипела: Эшпай уже думал о кастинге, но киностудия имени Горького, где планировались съемки, неожиданно «завернула» проект, посчитав его «несоциалистическим» и ненужным. Как ни пытался Эшпай выбить постановку – ничего не получилось.
Но ветер перемен уже веял по стране, жизнь менялась на глазах и, соответственно, были нужны новые герои. Через несколько лет на киностудии «Мосфильм» встал вопрос о съемках современного молодежного фильма, вот тогда-то и вспомнили про Шахназарова. Теперь уже киностудия сама инициировала съемку фильма, тем более что и автор к этому времени решил сам стать режиссером грядущего проекта. В прочем, нельзя сказать, что руководству «Мосфильма» вдруг неожиданно понравился сценарий: нет, он по-прежнему их не устраивал, но очень уж соответствовал тогдашним настроениям. И студия решила рискнуть.
Главный герой Иван Мирошников, провалив экзамены в ВУЗ, устраивается работать курьером в редакцию журнала. Выполняя задание редакции, он знакомится с профессором Кузнецовым и его дочерью Катей. Между молодыми людьми возникает симпатия, но не надолго – ведь Иван и Катя при всей схожести очень разные. Катя привыкла к роскоши и благополучию, Иван же стремится вообще не зависеть от материальных благ. Кому-то он кажется странным и даже отчасти сумасшедшим: врет на каждом шагу, постоянно что-то строит из себя, на спор может выпить флакон дорогущих французских духов или вдруг спеть для профессорской элиты алябьевского «Соловья»... Но проблема гораздо шире. Молодые люди не могут найти себя в этом стремительно меняющемся времени, в разрушающейся на глазах стране. Существовавшие ранее идеалы повержены, а на смену им пришла пустота. В результате – отсутствие мотивации и обострение конфликта поколений. Родители давно привыкли притворяться – говорить одно, а думать другое. Но поколение детей хочет жить иначе. Вот и режут они правду-матку направо и налево. И мечтают «о высоком»...
В финале фильма (к слову, в книге этого нет – ведь она написана раньше!) Иван видит солдата-отпускника, мы можем предположить, что воина-афганца... Встретившись с ним взглядом, герой словно видит грядущую перспективу службы в армии. И нам становится понятно, что всей этой бесшабашности Ивана очень скоро придет конец... Будет не до смеха. Авторы призывают задуматься: что же ждет современную молодежь и что ждет всю страну...
На главные роли в фильме пробовались многие известные впоследствии актеры: это и Дмитрий Харатьян, и Игорь Верник, и Марина Зудина, и Алена Хмельницкая. Но выбор режиссера пал на непрофессиональных актеров Федора Дунаевского и Анастасию Немоляеву. Анастасия была дочерью оператора Николая Немоляева и постоянно вертелась на съемках. В какой-то момент отец попросил ее привести для съемок своих одноклассников. Так на съемках оказался Федор Дунаевский. Настю же попросили ему подыграть. В результате пробы прошли так удачно, что режиссер больше никого искать не захотел, хотя худсовет долго не утверждал кандидатуры исполнителей, а Дунаевского и вовсе назвал профнепригодным. Но все же Шахназаров не ошибся: после фильма Федор и Настя стали кумирами поколения, им приходили мешки писем. Анастасия Немоляева признавалась, что вынуждена была в течение какого-то времени ползать дома на четвереньках, потому как под окнами постоянно дежурили поклонники и проверяли, дома ли она.
Однако после столь ярких ролей и безумной популярности ни Федор, ни Настя не стали посвящать себя актерскому мастерству, хотя и мелькнули еще в нескольких фильмах: среди известных ролей Дунаевского роль в фильме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»; для Анастасии Немоляевой без сомнения знаковой стала также роль Ляльки в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка». Затем Федор уехал в Израиль, Настя же посвятила себя тому, что обожала с детства: она стала художником.
Как вспоминают члены съемочной группы, на съемках Федор часто спорил с режиссером, переделывал свои монологи и много импровизировал. В частности, трогательная сцена, когда Иван и его мама поют песню про «Траву у дома» была придумана прямо во время съемок.
Интересно и то, как подбирали костюмы героев. Собирали, что называется, с миру по нитке. Часть модного прикида предложила жена режиссера, стильный коричневый свитер передали знакомые – в те времена собрать ультрамодный гардероб было не так-то просто.
Нельзя не отметить и звездный состав актеров ролей второго плана. Маму Ивана прекрасно исполнила Инна Чурикова: ее героиня получилась одновременно смешной и трогательной. И сколько же здесь полутонов! По ходу фильма мы и жалеем мать Ивана, и возмущаемся ее «непрактичностью» и мягкостью, и восхищаемся ее безграничной любви к сыну и мужу.
Отца Кати сыграл Олег Басилашвили, сотрудников редакции – Светлана Крючкова и Александр Панкратов-Черный.
А вот для сцены уличных гуляний актеров пришлось искать «в местах не столь отдаленных»: по просьбе Шахназарова правоохранительные органы пригнали на съемку всю местную шпану. Тогда как раз появился брейк-данс, и режиссеру было необходимо показать массовую тусовку брейкеров. Не обошлось и без курьезов: когда подошло время снимать сцену, площадка оказалась пуста: неблагонадежная молодежь ввязалась в какую-то драку. В результате в этот день гримерам прибавилось работы, ведь лица «актеров» были ярко разукрашены.
Исполнителя роли Базина – Владимира Смирнова – также обнаружили в милицейском отделении, куда он попал за мелкое хулиганство. Актер запомнился зрителям, но его судьба сложилась трагично: его убили при невыясненных обстоятельствах.
Модные танцы, западная музыка и актуальный сюжет сделали свое дело: после выхода на экраны фильм сразу же стал культовым. В течение года его посмотрели порядка 50 миллионов человек. А Карен Шахназаров получил за эту работу Государственную премию.
В нашем издательстве книга Карена Шахназарова издана в серии «Куда уходит детство» с черно-белыми иллюстрациями Елены Володькиной. В книге есть сюжетные линии, которые отсутствуют в фильме и которые помогают лучше понять героя. Например, линия писателя-фантаста, с которым Иван знакомится, выполняя поручения редакции. Или сны Ивана, которые также не вошли в фильм.
Сегодня фильм уже не кажется таким острым как в год выпуска. Тогда это был некий вызов героя обществу. Сейчас же он смотрится как вполне милая и спокойная история: время стало жестче, и сейчас ТЕ подростки уже не кажутся какими-то «не такими», да и «углы» уже не столь остры, как казались тогда... Прошло более тридцати лет. Но и сейчас фильм не забыт: он по-прежнему смотрится с интересом. И вот уже снова Иван и Катя, ухохатываясь, поют в знак протеста песню про козла, «пустая» молодежь с удовольствием танцует брейк, а Базин получает пальто и стремится мечтать «о высоком»…
Посмотреть книгу Карена Шахназарова на сайте издательства ЗДЕСЬ.