В воспоминаниях ряда иностранцев сохранились записи о том, что Псков, в отличие от Новгорода, подвергся значительно меньшему разорению зимой 1570 года. И благодарить за это нужно местного юродивого – Николая Салоса.
Генрих Штаден «Записки о Московии»:
«… Великий князь дал наполовину разорить этот город <Псков>, пока он не явился на двор, где жил Микула. Этот Микула – добрый малый, живет один во дворе в городе Пскове без жены и детей, имеет много скота, который целую зиму ходит во дворе по навозу под ясным небом. <Скот> у него родится и растет хорошо. Оттого <он> богат, пророчит русском многие будущие дела. Великий князь пошел к нему во двор. Тогда Микула так начал речь к великому князю: «Хватит, отправляйся назад домой!» Великий князь подчинился этому Микуле и отправился из города Пскова обратно в Александрову слободу со всеми деньгами, и добром, и множеством больших колоколов и тотчас же приказал строить в слободе каменную церковь, там он оставил наличные деньги, какие были…»
Иоганн Таубе и Элерт Крузе «Послание»:
«… Кровожадный тиран, пробыв 6 недель в Новгороде, опустошив город и близлежащие окрестности более, чем на 150 немецких миль кругом, так что ничего не осталось, прибыл в Псков, где начал не менее безумствовать. И когда он уже задушил там многих, а других превратил в нищих, был послан к великому князю по воле Божией один бедный человек по имени Никола, которого все псковичи почитали как никого, словно святого или особого пророка, и объявил ему, что он должен к нему прийти. Великий князь не отказал ему в этом. Когда великий князь подошел к этому дому, этот пророк или его дьявольская личина крикнул из окна по-русски: «Ивашка, Ивашка, до каких пор будешь ты без вины проливать христианскую кровь. Подумай об этом и уйди в эту же минуту, или тебя постигнет большое несчастье». Вследствие этого предостережения, устрашения или угрозы могущественный тиран, который хотел сожрать целый свет, ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя с множеством тысяч воинов, так что тот бежал, оставив свои сокровища и все награбленное. Когда он снова вернулся в Александровскую слободу, то велел он во искупление своих грехов построить две большие каменные церкви и наполнить их знаменитыми иконами, колоколами и другим, так что у всех составилось мнение, и он сам так думал, что ему прощены все грехи Господом Богом…»
Джером Горсей «Записки о России»:
«… Но [во Пскове] его встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят (Mickula Sweat); он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города, предназначенного богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление; царь должен выйти из города прежде, чем божий гнев разразится в огненной туче, которая, как он сам может убедиться, уже висит над его головой и в любую минуту может обернуться сильной мрачной бурей. Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов. Я сам видел этого мошенника или колдуна: жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ…»
Джильс Флетчер «О государстве Русском»:
«… Был еще один такой же, пользовавшийся большим уважением, в Пскове (по имени Никола Псковский), который сделал много добра в то время, когда отец нынешнего царя пришел грабить город, вообразив, что замышляют против него бунт. Царь, побывав прежде у блаженного на дому, послал ему подарок, а святый муж, чтобы отблагодарить царя, отправил к нему кусок сырого мяса, между тем как в то время был у них пост. Увидев это, царь велел сказать ему, что он удивляется, как святый муж предлагает ему есть мясо в пост, когда Святая Церковь запрещает это. „Да разве Ивашка думает (сказал Никола), что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?“ Угрожая царю, что с ним случится какое-нибудь ужасное происшествие, если он не перестанет умерщвлять людей и не оставит город, он таким образом спас в это время жизнь множеству народа...»
У Штадена Николай (Микула) – состоятельный человек, который сказал царю, чтобы тот прекратил грабежи и убийства. Таубе и Крузе описывают Николу как неимущего нищего, чьего предсказания устрашился «могущественный тиран». По Горсею Микула Свят не побоялся осыпать царя руганью и проклятиями и запугал «огненной тучей». А в воспоминании Флетчера Никола Псковский «спас в это время жизнь множеству народа», отправив царю кусок сырого мяса и пообещав «какое-нибудь ужасное происшествие».
Среди этих иностранных авторов лишь Генрих Штаден непосредственно участвовал в Новгородском погроме зимы 1569-1570 годов. При этом его воспоминания появились на свет в 1577/78 году. Таубе и Крузе составили свое послание в 1572 г., но могли писать о Николе исключительно по слухам. Джером Горсей, который «сам видел этого мошенника или колдуна», приехал в первый раз в Россию в 1573 г. А Джилс Флетчер прибыл в Москву лишь в 1588 году, через 4 года после смерти Грозного.
Как бы то ни было, красивая легенда, почему Грозный не стал разорять Пскова, существует. А Никола Салос, будь он персонаж вымышленный или реальный, почитается как местный псковский святой.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.