При планировании путешествия по долине реки Дéволи (той самой, которая туристическая Мекка для европейских велосипедистов) я обнаружил, что Bikemap упорно не желает прокладывать маршрут через один коротенький участок всего в три километра, предлагая взамен какой-то невообразимый 150-километровый объезд (а гуглькарты разрешают пройти там пешком, хехе). На карте я поставил знак вопроса в этом загадочном месте.
Хоть мы и поехали по этой дороге, некоторые сомнения у меня всё же оставались. Дело в том, что на реке Деволи строится каскад ГЭС и что там творится - непонятно. Попытки спросить что-нибудь у людей из Эльбасана на каучсёрфинге успехом не увенчались: никто родом из тех деревень не был, а сами деревенские в интернетах замечены не были.
Переночевав в палатке во дворе гостевого дома в Эльбасане
и закупившись на рынке необходимыми продуктами (хлебом, сыром, паприкой, помидорами и ракией),
отправляемся в путь. Начинаем понемножку втягиваться в горы. Хоть нас и сопровождал сильнейший встречный ветер (даже минимальный подъём приходилось одолевать пешком), дорога была очень хороша: новое асфальтовое покрытие, умеренный трафик. Водохранилище частично заполнено, уже появляются водные просторы (на переднем плане - мой пассажир, козёл Степан).
Местами ложе будущего водохранилища ещё не заполнено, над ним висят тучи пыли.
В последнем большом городе - Грамше - я переспросил у продавца в хлебной лавке, как там дорога дальше до Корчи (это уже наверху). Тот мне ответил, что дорога довольно долго хорошая, асфальт, а потом будет долбаная грунтовка, но проехать можно. Что ж, едем себе и едем, дорога красивая, асфальтовая. Видим двоих дорожных полицейских на мотоциклах, спрашиваем их. Те отвечают уже иное: «Вэтм асфалт, рруга öшьт мирö!» - дорога только асфальтовая очень хорошая до самой Корчи. Я похихикал над булочником - вот мол, не знает, о чём говорит, а профи - те ведь лучше знают.
Вообще, спрашивать дорогу на Балканах дело неблагодарное, но порой необходимое. Неблагодарное потому, что можно спросить пять человек и все пятеро тебе ответят по-разному. Если, например, в Германии dritter Kreuzung это попросту третий поворот, то у греков или албанцев повороты считаются по-своему. А необходимо это бывает потому,что все карты тех краёв в той или иной степени врут. У меня была и бумажная карта, и Mapsme, и гуглкарты - все показывали немного разное, а на местности оно оказывалось по-своему.
Так вот, едем себе по красивой асфальтовой трассе, встретили там очередных бельгийских велосипедистов (счастливчики, по ветру едут и под гору),
проезжаем Мéглицу, последний посёлок Грамшской башкии, впереди - громада строящейся плотины. И тут асфальт кончается и начинается крутяк в самом буквальном смысле этого слова. Понятное дело - у полицейских зона ответственности кончается на границе башкии, дальше им делать нечего.
Сначала крутой подъём по дороге, вымощенной крупной щебёнкой, а затем долгий спуск по этой самой крупной щебёнке, да такой крупной, что технику нам стало жалко и мы, теряя всю набранную высоту, зашагали пешком рядом с велосипедами.
Когда поведу команду по этому ущелью (у меня Деволи не просто в векторном поле, а в обязательной программе), учту предыдущий опыт - поедем в противоположном направлении.