Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на днях утвердил программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя на 2019-2022 гг.». Этот документ дополняет федеральную целевую программу по Крыму и Севастополю, реализуемую с 2015 г. Как уточнил премьер, «деньги в бюджете на эти цели заложены: на 2019-й и ближайшие три года, в общей сложности это почти 310 млрд. рублей. Около половины этой суммы мы направляем уже в этом году».
Премьер в общих чертах охарактеризовал означенную программу и дополнение в ней: «…речь идет, прежде всего, о создании транспортной инфраструктуры, в том числе сети автомобильных дорог, обеспечении региона водой, электроэнергией, создании социальной инфраструктуры». При этом он подчеркнул, что «нужно следить за тем, чтобы деньги, особенно с учетом того, что основной поток проектов по инфраструктуре приходится на этот год, чтобы всё это вовремя осваивалось. Здесь задача не только местных властей, но и тех федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за это, и тех компаний, которые этим занимаются».
Ранее планировалось, что до трети общего финансирования социально-экономического развития региона в 2015-2025 гг. составят инвестиции и субсидии со стороны крупных российских банков и компаний. Но ввиду того, что они в большинстве своем и поныне «избегают» работать в Крыму из-за ужесточающихся западных санкций, на что с недоумением обращал внимание «Ритм Евразии», доля государства в финансировании развития региона реально оказалась за 2015-2018 гг. на уровне в 85-90%. Минимум 70%-ный уровень госфинансирования заложен в дополняющем программу документе, подписанном премьер-министром РФ.
Что касается конкретных отраслевых и межотраслевых приоритетов, заложенных в этом документе, речь идет о том, что суммарные мощности крымских грузовых и пассажирских портов намечено увеличить более чем на треть; протяженность автодорожной сети региона, отвечающей стандартам качества и безопасности, увеличится минимум на треть; прирост продукции АПК, включая рыбный сегмент, планируется в 20-30% в сравнении с уровнем 2014/2015 гг. Намечено также полностью устранить зависимость водохозяйственной и водоснабжающей системы Крыма от Северо-Крымского канала за счет более активного освоения подземных и поверхностных водоресурсов, развития сети по опреснению морской воды и рационального водопользования.
А мощности по выработке тепло- и электроэнергии намечается увеличить в целом более чем на треть. В том числе за счет возобновляемой энергетики – энергии солнца (фотосинтеза), морских приливов, ветряной энергетики. Как отмечалось на крымском бизнес-форуме в ТПП РФ в конце декабря 2018 г., возобновляемые энергоисточники Крыма могут более чем на 20% обеспечить ежегодный спрос в регионе на электро- и теплоэнергию. Поэтому к 2022-23 гг. долю этих ресурсов в общекрымском энергобалансе, с учетом разработанных и реализуемых проектов в альтернативной энергетике региона, можно увеличить до 10-13% против 6-7% в 2016-2018 гг.
Что же касается крымских перерабатывающих отраслей, в дополнительной программе приоритетными обозначены судостроение и судоремонт, ВПК, химическая, текстильная отрасли, стройиндустрия.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак так характеризует крымскую ФЦП и программное дополнение к ней: «Главным акцентом госпрограммы и ФЦП является преодоление инфраструктурного отставания региона от остальной России. Поэтому основными направлениями является развитие в регионе, прежде всего транспортного, энергетического комплексов, инженерной инфраструктуры и водообеспечения. На эти цели – на транспорт – направляется 55% финансирования, 12% – на развитие социальной инфраструктуры, 10% – энергетики, 9% – инженерной инфраструктуры».
А валовой региональный продукт Крыма за 2015-2022 гг. планируется по максимальному варианту удвоить. То есть ежегодный рост местной экономики, по расчетам многих экспертов, должен составлять не менее 12%.
Будем надеяться, что такой темп и упомянутые ориентиры удастся обеспечить не в последнюю очередь за счет госфинансирования.
Тем временем выше обозначенные направления экономического развития региона впрямую сопрягаются с планами Крымского регионального фонда развития промышленности (КРФРП), их суть разъяснил на днях глава Минпрома Крыма Андрей Васюта в ходе совещания в Симферополе с руководителями крымских (в т.ч. севастопольских) промышленных предприятий.
Этот фонд формируется в основном за счет государственных инвестиций. А на финансирование из средств данного фонда могут рассчитывать 16 отраслевых направлений. Если точнее, «финансовую помощь из средств этого фонда развития – в виде дешевых кредитов – смогут получить предприятия, осуществляющие производство химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, всех видов машиностроительного производства, текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи, лекарственных средств, мебели, продуктов переработки сельхозсырья».
Под дешевым кредитованием подразумевается, что КРФРП будет предоставлять в ближайшие годы льготные займы по двум программам: «Проекты развития» и «Комплектующие». Срок займа будет составлять не более 5 лет, а сумма займа – от 20 до 100 млн. руб. включительно с 5-процентной максимальной ставкой (т.е. эти параметры схожи с основными условиями заимствований у Фонда развития промышленности РФ).
Как знать, может, КРФРП будет привлечён для реализации и тех крымских проектов/программ (например, по развитию железнодорожной сети, восстановлению директивно прерванных в конце 1950-х годов хлопководства/хлопкопереработки, развитию рыбоконсервной и овощеконсервной отраслей, по новым паромным линиям, лесовосстановлению), что отложены на перспективу из-за неясности с госфинансированием? Среди первоочередных в данном реестре – проект прямой транскрымской железной дороги Восток–Центр по кратчайшему маршруту (Керчь–Владиславовка–Белогорск–Симферополь). Она позволяет удешевить и увеличить внутрикрымские ж/д перевозки, устраняя почти 90-километровый северный «крюк» через Джанкой (Владиславовка–Джанкой–Симферополь) на действующей транскрымской стальной магистрали.
«Крымские опасения» крупного российского бизнеса, вызванные санкциями Запада, до последнего времени оставляли без реализации и этот проект. Впервые он был запланирован еще на начало 1950-х (когда Крым был в составе РСФСР), но его реализацию прервали уже летом 1953-го. Экспертные предложения возобновить строительство этой артерии отвергали в Киеве и в начале 1960-х, середине 1970-х.
В российском Крыму проект был сперва включен в Крымскую ФЦП, но в 2016-м отложен на период до 2035 г. включительно. Но в конце января – начале февраля с.г. появилась информация со ссылкой на главу Крыма Сергея Аксёнова, что «решение по сооружению этой дороги может быть принято в 1-м квартале с.г.». По его словам, некий частный инвестор недавно предложил концепцию реализации данного проекта, что обсуждается с участием Минтранса РФ и «Росжелдора».
Словом, есть основания полагать, что экономика Крыма будет развиваться как многоотраслевая. Именно такой её характер формировался во второй половине 1940-х – начале 1950-х, но с передачей области в состав Украины этот процесс был прерван. Пора возвращаться к истокам…