Найти тему
ЯркоGO!

Не про зеленый.

В детстве я не знал про зеленый и оранжевый цвета - их нет в казахском языке. Помню, не понимал, о чем поется в песне "Оранжевое небо" и изводил всех, показывая на все, что было цвета лимона - это оранжевый? а это?
В казахском языке цвет травы и неба обозначен одним словом - кок.

Есть отдельное слово для зеленого - жасыл, но, видимо, в языке оно появилось относительно недавно. Потому что, если говорили - сходи, на базар, купи зелени, то в буквальном переводе на русский это звучало бы - купи синевы.
Т.е., в культурном слое понятие "зеленый" прочно связано с "кок", с синим.

Опять же - про базар. Самая красноречивая иллюстрация - центральный рынок Алма-Аты называется Кок базар - а по-русски - Зеленый базар.

Пастбище - кок джайлау - синее пастбище, город, построенный вокруг горы - Кокшетау - Синяя гора, хотя она очевидно - зеленая.

При том, что цвета неба и травы - как и все казахи - я различал. Но, например, в детском саду акварельные наборы имели похожую картину - все цвета были вымыты, а зеленая чашка была почти нетронутой, никто не знал, что с ней делать. Почти все дети рисовали и траву, и листья синим. В моем мире зеленый появился раньше, и когда я рисовал их зеленым, все меня спрашивали - почему так? а я не знал, как объяснить.

Зеленый и оранжевый у меня появились, когда я стал больше говорить по-русски - это лет в 5-6.

Мы различаем и видим только то, чему у нас есть соответствующее понятие в языке.

Поэтому цель может быть достигнута только когда она определена, сформирована и точно сформулирована. Только в этом случае мозг, его восприятие различит признаки пути к ней в окружающем нас хаотичном потоке сигналов и, как компас, приведет нас к ней.