Найти тему
Shatff

О Великом князе Михаиле Павловиче

8 февраля (по нов. ст.) 1798 года родился Михаил Павлович Романов – четвёртый и, соответственно, младший из сыновей императора Павла… а если быть точным – его первый сын, явившийся на свет уже после воцарения… При дворе зашептались: не получит ли порфирородный отрок преимуществ в наследовании перед старшими братьями?..

…Не исключено – учитывая характер Павла Петровича!.. Во всяком случае, имя ребёнку было выбрано задолго до рождения – а раньше, будучи ещё наследником, Павел начнёт проектировать Михайловский замок. (Согласно легенде, на этом месте караульному солдату явился Архангел Михаил, и будущий император даст обет назвать сына именно так…) Примечательно, что здесь, в ещё Петровском Летнем дворце, когда-то родился сам Павел. Указ о строительстве выйдет в первый месяц его правления – и в этом же недостроенном дворце Павел будет убит…

…Впрочем, пока что император жив-здоров – и не только распоряжается отметить столь важное событие двести одним выстрелом, но и, не мелочась, производит младенца в генералы от артиллерии: «Бог даровал нам сына, великого князя Михаила Павловича, коему быть Генерал-фельдцейхмейстером и шефом гвардии артиллерийского батальона».

…При таких «вводных» немудрено, что Михаила более-менее искренне возлюбила не только монаршая семья, но и весь двор. Он и впрямь рос «славным малым» – при этом, с позволения, сказать, «остроумцем»; «высший свет» охотно пересказывал добродушные шуточки Великого князя… (Ключевое слово тут – «добродушные»; именно доброту Михаила Павловича подчёркивают в своих воспоминаниях знавшие его люди…) …Однако – как и остальные «Павловичи», он «воспитан был под барабаном» – и потому на службе: «…силился казаться зверем, и достиг своей цели, – пишет современник. – Мы не столько боялись государя, как его». Есть, впрочем, и другое воспоминание: «…он только во время смотров являлся суровым и придирчивым, а как только кончался смотр, делался прост и обходителен».

…Эту двойственность Великого князя подмечают многие. Со старшими братьями (два из которых, как мы помним, станут императорами) на людях он неукоснительно соблюдал субординацию. Характерен и такой случай: однажды адъютант по секрету поведает Михаилу Павловичу печальную историю некого офицера – мол, тот умудрился растратить полковую казну аккурат накануне инспекции!.. Великий князь немедленно отстегнёт нужную сумму – со словами: «Имени не называй – а то, как командир, отдам его под суд!..»

…На войну с Наполеоном юный князь попадёт, что называется, «к шапочному разбору» – однако, серьёзное испытание настигнет его десятилетие спустя. В 1825-м умирает император Александр; Михаил гостил тогда у брата Константина в Варшаве – и был совершенно огорошен известием о том, что тот не собирается править!.. (Отречение было сделано давно – но хранилось в тайне). С письмом, подтверждающим намерение цесаревича, Михаил Павлович выезжает в Петербург, но по пути получает известие – двор и армия уже успели присягнуть Константину!..

…В столице происходило некое «смятение умов» – и Михаил невольно поспособствует его развитию… в силу своей информированности, присягать он никак не мог – и слух об этом начинает расползаться… Николай Павлович, вдруг оказавшийся «следующим», пребывает в замешательстве – он не только успел присягнуть брату, но и сомневается – а вдруг, узнав о столь единодушном признании, Константин теперь передумает?..

…Одним словом, Михаила посылают обратно – за уточнениями. И снова ему встречается гонец – старший братец, на всякий случай, поспешил отречься в третий раз!.. Великий князь разворачивается – и поспевает в Петербург незадолго до памятного нам «восстания декабристов». Ему удаётся «распропагандировать» свои полки (мятежники убедили солдат, что Михаил Павлович «в оковах») – а затем привести их на подмогу брату. (Тут князя чуть не застрелит приятель Пушкина, Кюхельбекер, – террориста свинтят и чуть не линчуют матросы; впоследствии Михаил добьётся для своего потенциального убийцы каторги – не то висеть бы ему вместе с пятью другими «революционерами»).

-4

…Дальнейшая карьера Великого князя проходила, преимущественно, на военной службе – он воевал с турками и поляками, а также занимался артиллерией… Есть мнение, что князь-генерал недооценивал роль прогресса в военном деле – и, более того, смог внушить свои представления брату-императору… Может, и так – судя по плачевному для нас результату Крымской войны…

P.S. …до которой, впрочем, Михаил Павлович не доживёт. В пятьдесят один год, прямо во время очередного смотра, его разобьёт паралич… спустя две с половиной недели Великий князь умрёт. Как считают, здоровье Михаила пошатнулось несколькими годами ранее, когда, одна за другой скончались две дочери…

P.P.S.   …а всего их было пять (считая двух, умерших, практически, в младенчестве) – и все от нелюбимой жены, Елены Павловны, ранее – принцессы Фредерики Шарлотты Марии Вюртембергской. (Она переживёт мужа почти на четверть века – и до конца жизни будет носить траур). Эта весьма образованная дама и неутомимая общественница покровительствовала художникам Иванову, Брюллову и Айвазовскому; во время упомянутой Крымской войны она на собственные средства организует Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия – а затем освободит пятнадцать тысяч крестьян своего имения Карловка Полтавской губернии... Это был серьёзнейший прецедент!.. Есть мнение, что Великая княгиня сыграла едва ли не решающую роль в отмене крепостного права по всей России... Впрочем, это – совсем другая история.