Мы все, куда-то бежим, торопимся, спешим. Времени не хватает. Работаем, чтобы жить. Живем, чтобы работать. Надо успеть на работу. На работе надо успеть сделать. После работы надо успеть домой. Дома надо успеть приготовить, убраться, постирать, погладить. Надо успеть. Надо, надо, надо...
Успеваем делать дела на работе. Успеваем дома погладить, постирать, приготовить, убраться. На выходных отлежаться бы и отоспаться – вершина мечтаний. Но и это не всегда выходит. Надо, надо, надо…
И так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Идут годы, а у нас всё одно – надо. Бег на месте. «Бег на месте общепримиряющий», - пел Высоцкий. Бег примирил нас с действительностью. И мы стали воспринимать её, как единственно возможную и доступную для нас реальность. Такова наша реальность.
Она не нравится нам. Мы все хотим жить лучше. «Для того, чтобы лучше жить, надо больше работать», - так нам говорят. И мы верим. Мы работаем больше и упорнее. Год за годом мы тратим себя, расходуем силы, энергию, тратим своё время. Мы все делаем так, как нам говорят. Но реальность не меняется и жизнь наша не становится лучше. Странно. У нас появились новые телевизоры, холодильники, компьютеры, утюги, чайники, сковородки. А ощущения свободы и счастья не прибавилось. Более того, эти ощущения уходят со временем. Они становятся всё меньше и меньше. Утюгов и сковородок больше, а счастья меньше. Странно. Нас же учили, что всё должно было быть в точности, но наоборот. Не выходит. А мы, как лошади на скачках, продолжаем нестись дальше, погоняемые каким-то, неведомым нам, наездником. Наездника не интересует, чем закончит лошадь. Для него важно – прийти к финишу первым. А лошадь потом можно и поменять. Нас ведь много, лошадей. И пути другого мы не знаем, как только бежать по ипподрому, вперед. За барьеры прыгать нельзя, нас этому не учили.
Надо работать. Надо. Надо. Надо. Растет количество утюгов и сковородок. Мы стали потребителями. Нас так научили: потребляйте, и будет вам счастье, больше потребляйте, - больше счастья. Но не выходит. Счастья больше не становится.
Работа – дом, дом – работа. И так всю жизнь. Мы перестали задавать вопросы. А те, кто не перестал, разучился задавать вопросы правильные. «Ты кто, - Вася, Петя, Оля, Жанна?» «Кто ты, - негодяй или герой, правдивый человек или лжец?» Интересно. «ты кто» или «кто ты». Слова одни, а смысл разный. Но для того, чтобы заметить разницу, нужно прекратить бежать, торопиться, спешить. Надо остановиться.
Остановиться и подумать. Мы привыкли поступать так, как нас учили. А учил-то кто? Наездник. «Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях» (Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870—1924)). Ну, разве не бред? Смешать материю и ощущения, материальное с нематериальным. Белое и твердое – это кирпич или известняк? А, может быть, мел? Вопрос спорный.
Спорно многое. Но наездники продолжают нас учить. А мы, как прилежные ученики, продолжаем свой бег. Бег по кругу или бег на месте – это кому как нравится. Суть от этого не меняется. Работа – дом, дом – работа. Работаем, чтобы жить, живем, чтобы работать. Так нас научили.
А хотим жить лучше. Хотим и всё тут. Хотим, чтобы жизнь изменилась и стала лучше, но сами продолжаем бежать по кругу или на месте. Хотим, чтобы вокруг всё изменилось, но бегаем по тому же ипподрому. Может ипподром сменить? Но каждый следующий ипподром похож на предыдущий. Трасса для нас такая же. Можно сменить страну, но и там то же самое: «работа – дом, дом – работа». Похоже на тупик. Безысходность.
Мы смотрим вокруг, на тех, кто рядом с нами, и видим таких же лошадей, как и мы сами. Кто-то бежит быстрее, у кого-то стать получше, но все же это лошади. И они так же, как и мы, бегут по той же траектории. И впереди у нас у всех один и тоже финиш.
А как же счастье? Его уже не будет? Может и не быть. Просто нас этому не учили. Мы все поступаем так, как нас учили. Учили наездники. Но у наездников – своё счастье, а у нас, у лошадок – своё. Надо только остановиться. Нас этому не учили, но мы остановимся. Остановимся и посмотрим вокруг. Там перила, ограждения, трибуны. На трибунах сидят те, кто не похожи на нас с вами. Мы не знаем, умны ли они или нет, хорошие или плохие. Просто они другие. Они отличные от нас. И, если посмотреть на них внимательнее, понаблюдать, то, возможно, это принесет нам пользу? Возможно. Но для этого нужно перестать бежать по кругу. Хотя бы на время. И перестать смотреть только вперед, а посмотреть ещё и по сторонам. Этому наездники нас не учили.
Но этот мир не ограничен только трибунами ипподрома. За ними есть ещё что-то. Что там, за трибунами? Чтобы это узнать, требуется вовсе ужасное. Нужно осмелиться пойти в сторону. Наездник буде гнать вперед, ему не нужно в сторону. Ему не нужно. А нам? А нам нужно. Он не хочет. А мы? Мы хотим. Мы хотим узнать о том, что там, за трибунами? Но наездник нам мешает, не позволяет идти туда, куда надо нам.
И тут возникает огромный вопрос – а нужен ли нам наездник? Всю нашу сознательную жизнь мы поступали так, как наездник учил нас. Мы бегали, трудились. Мы ожидали, когда счастья будет больше. Но счастье не было больше. Оно даже уменьшалось со временем. Впереди у нас только финиш. А как же счастье? И мы решили сменить траекторию. Но это не нужно наезднику и он нам мешает, запрещает идти туда, куда нужно нам. Так нужен ли нам наездник?
Теперь же у нас появился выбор. Выбор не попасть в тупик. Выбор не попасть в безысходность. Выбор найти тот путь, который все же приведет нас к тому, что наше счастье будет увеличиваться. Появился интерес к жизни. И это только первый шаг.
А ведь ничего особенного мы не сделали. Мы просто остановились на время. Остановились не просто «травки пощипать». Мы взглянули вокруг. Наездник хлестал нас, заставлял бежать вновь, но мы стояли и смотрели. А потом двинулись в сторону. Наезднику это не понравилось, но было уже поздно. Мы сбросили его из седла и двинулись туда, куда интересно нам. И стали изучать не то, чему учил нас наездник, а тому, чему начал учить нас окружающий мир.
Природа, история, культура, - вокруг масса того, что мы не замечали, бегая по кругу. Накапливая утюги и сковородки, увеличивая количество повозок или стогов сена, человек не становился счастливее. Любой человек, у которого есть любящая семья, счастливее любого миллиардера. Никогда количество денег, утюгов или сковородок не определяло уровень счастья человека. Так устроен человек.
Уровень счастья человека определяется чем-то иным, нежели материальные блага. Чем-то из метафизики. Счастье – это особое состояние души. Но про душу-то наездник нас и не учил. И мы про неё забыли. Это раньше, давным-давно люди думали о душе. Они не были временщиками на этой земле. Наездники же сделали из нас временщиков. Они научили нас тому, что мы живем не вечно и надо успеть заполнить нашу жизнь «сеном». «И этого «сена» должно быть больше, - тогда и счастья будет больше», - так нас учили наездники. «А впереди вас ждет финиш», - продолжали они. И мы поверили. И мы бежали вперед и вперед. Работа – дом, дом – работа. А счастье все не увеличивалось и не увеличивалось. А впереди нас ждет финиш. И от осознания этого счастье становилось всё меньше и меньше.
Сбросив из седла наездников вместе с их «учением», появляется ощущение свободы. Свободы выбора. Выбора пути. Выбора пути и скорости движения. Направляясь в сторону, мы уже можем себе позволить двигаться не торопясь. Мы можем наблюдать, изучать, радоваться. Интерес заставляет нас идти дальше. Жить становится интересно. И это греет душу. Вот и о душе вспомнили. На душе становится тепло и приятно. Такая свобода, оказывается, греет душу. А не первые ли это признаки счастья?
У любого человека не изменится ничего до тех пор, пока не изменится он сам. Нельзя ожидать более счастливой жизни, когда сам продолжаешь бегать по одному и тому же кругу. Можно менять страны, но путь будет один и тот же. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не изменится.
· Мы все считаем себя умными людьми. Но хватит ли у нас ума остановиться, - это вопрос.
· Мы все считаем себя людьми внимательными. Но хватит ли у нас внимания увидеть всё то, что есть вокруг нас, - это вопрос.
· Мы все считаем себя смелыми людьми. Но хватит ли у нас смелости пойти в сторону, - это вопрос.
Все эти вопросы требуют ответов. Но ответы не возникают на бегу. На бегу есть только одна мысль – вперед. Вперед к финишу. Этому нас учили и продолжают учить. Всё информационное поле вокруг нас заставляет это делать. Бежать. Бежать вперед. Бежать быстрее. Нет времени на сомнения. Нет времени задуматься. Книги, телевидение, кино, - всё динамично, «круто». Чем больше «сена», тем «круче» персонаж. Вот стимул для подражания. Идет драка за материальные ценности. За них режут, убивают, стреляют, взрывают. И побольше спецэффектов. Обезьянки любят яркие краски. Как тут не вспомнить «собаку Павлова»? Приучили слюну пускать на лампочку. И мы пускаем слюну на другие лампочки. Катастрофы, экстрасенсы, стрельба, взрывы, - всё пойдет, лишь бы ярче лампочка светила. И одно для нас важно: чем закончится стрельба, взрывы, размышления экспертов, расследования экстрасенсов. Ждали Конца Света. Ни один экстрасенс не заявил, что его не будет в назначенную дату. Ни один эксперт не усомнился в дате. Нас это уже не удивляет. Мы не задаем вопросов. Мы этого даже не осознаем, но смысл всего этого не в том, чтобы отражать реальную действительность. Смысл один – лампочка. «Собаки Павлова» должны пускать слюну только тогда, когда загорается лампочка. И чем дольше это длится, тем эффект становится более стойким. Со временем, без лампочки мы и слюну перестанем пускать. Мы сами начнем требовать лампочку!
Что важнее: материальное или духовное? Ответы на этот вопрос лежит по всей истории человечества. Наемники всегда медленно наступают и быстро отступают. Это давно замечено именитыми военачальниками мира. Никогда люди не шли сознательно на смерть ради денег. Это доказано историей. Но история имеет массу примеров, когда люди сознательно шли на смерть ради веры, чести, достоинства. Вот вам и ответ на поставленный вопрос.
Никакая лампочка не приведет к счастью. И тем более к увеличению счастья не приведет время свечения или частота включения лампочки. Тогда кто и зачем эту лампочку включает и приучает нас пускать слюни? Это те же самые наездники. Значит они плохие? Нет. Это вовсе не значит, что они плохие. Они не плохие и не хорошие. Просто они такие, какие есть. Их тоже научили этому всему. Уже давно, со времен возникновения протестантизма произошла смена приоритетов. Приоритеты сменились и мы стали временщиками на этой земле. Это отдельная история. Но, если кого и интересует, то очень внимательно посмотрите на то, как возникали Христианские конфессии. Как они возникали и когда. Многое станет понятным.
В подавляющем большинстве мы – обычные люди. Чтобы понять причины, которые заставляют нас бежать по кругу и пускать слюни на лампочку, нужно взглянуть на события многовековой давности. А это может сделать не каждый из нас. Жаль, но это так. Большинство из нас сочтут это бредом. Некоторые подумают так: «А зачем всё это, оно мне надо?». И будут правы. Плохие они или хорошие? Нет, они и не плохие и не хорошие. Просто они вот такие. Так их научили.
Одно дело – желать счастья, другое дело – думать, что желаешь счастья. Это разные вещи. Можно бежать вместе со всеми по кругу и получать от этого удовольствие, называя это счастьем. Прибежал первым – больше счастья. Так нас научили.
Но счастье ли это на самом деле? Я лично не уверен. Прибежал первым, - дадут больше сена, витаминов добавят. В чем разница с лампочкой Павлова? Вам решать.
На самом деле понятие счастье – оно для каждого человека разное. Вспомните себя в детстве. Новая кукла, новый велосипед, новый телефон – это казалось вершиной счастья. Игрушки. Появилась игрушка, и счастье постепенно исчезло. Потом новая машина, дача, коттедж, «Бентли» последней модели, платье из последней коллекции. Но ведь это те же игрушки. Только для взрослых. Появилась игрушка для взрослых и счастье снова постепенно исчезло. А может это и ни счастье все же? Об этом приятно вспомнить, но ощущения счастья это не вызывает.
Нет, все же счастье – это не материальная штука. Счастье лежит где-то в духовной плоскости, не материальной. И вызвать это чувство можно только чем-то не материальным. Нельзя смешивать материальное и духовное, как это сделал В.И. Ленин, о чем я упоминал выше. Значит, чтобы было счастье, нужно сделать что-то такое, что вызывало бы это чувство где-то в душе. Это душевное, духовное чувство. Ну, вот и опять о душе вспомнили. Никуда мы с вами от этого не денемся. Если хотим быть счастливыми, то о душе придется помнить всегда. Придется всегда помнить о духовности всего того, что мы делаем. « Я говорю и делаю это от души», - так всегда говорили люди, когда духовная сторона слов или поступков была впереди, важнее материальной. Слова и дела могли быть неприятными. Врач иногда вынужден делать больно пациенту, чтобы вылечить его. Но для этого нужно быть действительно врачом и делать это сознательно и от души. Может и не выйдет вылечить пациента. Но врач всегда может сказать, что он делал больно сознательно и от души ради благой цели. Так и люди. Если сознательно и от души, то неважно приятные это слова или поступки или нет. Важно, что сознательно и от души ради благой цели. Только не нужно заниматься «подтасовкой карт». Помните начало? «Кто ты» или « ты кто», - важно правильно задавать вопрос. На неверно заданные вопросы мы получаем неверные ответы. Бежим, торопимся. Работа – дом, дом – работа. Некогда остановиться и подумать даже над правильностью вопроса. Где уж там верные ответы искать? Некогда. Спешим. Торопимся. Вперед. Быстрее. К финишу.
Куда мы торопимся? Куда спешим? Такие ли мы умные, внимательные и смелые на самом деле? Если такие, то давайте остановимся, давайте увидим всё, что вокруг нас. Давайте увидим. Давайте сбросим наездника, перестанем реагировать на лампочку Павлова и пойдем в другую сторону. Давайте используем наш шанс. Шанс на счастье. Шанс на то, что счастье может увеличиваться. Оно ведь может увеличиваться до бесконечности.
Или мы можем продолжать бег по кругу. И тогда уже без шансов. Решать нам.
Эдуард Тищенко
Подпишитесь на мой канал Яндекс Дзен и поставьте лайк!