СССР, 1979 год. Группа истребителей Су-9 вылетела на очередное учебное задание. По плану – учебные перехваты и посадка на «чужом» аэродроме. В данном случае – в Алма-Ате. На беду, в районе аэропорта сгустился туман. Не такой сильный, что «руку протянул – и часов нету», но приличный, хотя аэродром пока не закрылся. Тем более что и на посадку заводит сам главный штурман дивизии. Он полковник, но вместо офицерской шапки носит уже генеральскую папаху. Такой вот прозрачный намёк.
Не будем вдаваться в подробности, но один из самолётов коснулся земли гораздо раньше, чем нужно было. Ведь Су-9 – высотный перехватчик, зачем ему радиовысотомер малых высот, правда? Вот и конструкторы так подумали, видимо. Ну а «Риту», ту самую, которая приятным женским голосом говорит в наушники всякие гадости, типа «Опасная высота», тогда и подавно ещё не изобрели.
Окаменевшая казахстанская земля приняла удар шасси не хуже, чем бетонка, и самолёт, на скорости в 420-450 км/час, понёсся по земле. Двигатель – на стоп, но тормозной парашют на такой скорости просто оборвёт, да и попасть на кнопку выпуска проблематично, трясёт жестоко.
В это время на полосе разбегался пассажирский Ил-62, рейсом на Москву. Двигатели на взлётном режиме, скорость уже приличная, второй пилот, как положено, сообщает её командиру корабля, когда тот вдруг произносит с непередаваемой интонацией, которую упрощённо можно назвать удивлением пополам с ужасом:
- Ё!..
- Что?! – переспрашивает второй пилот.
- Ничего, работай!
После набора высоты он пояснил: померещилось, будто перед нами Су-9 поперёк полосы проскочил.
- Аэропорт запрашивать будем?
- Ты что, хочешь с психиатром беседу иметь? Летать надоело? Никому ни слова!
Наш же Су-9 благополучно пересёк полосу, благо она там вровень с землёй, не задел и бетонные пеньки с сигнальными огнями, и понёсся дальше, постепенно теряя скорость. А вдалеке прямо по курсу находилась так называемая «поляна» - стоянка военных самолётов, и наш герой нёсся прямиком на Ан-8, на крыле которого стоял техник и что-то там делал. Завидев несущийся на него самолёт, он без стремянки спрыгнул с крыла и понёсся по степи почти со скоростью сайгака.
Оцените высоту, с которой ему пришлось прыгать:
К счастью для Ан-8, когда-то какой-то самосвал вывалил в степь кучу качественного аэродромного бетона, которая так и застыла, и в которую Су-9 вписался передней ногой шасси. Ногу выломало, следом за ней снесло подвесные баки, и самолёт наконец-то остановился. Круглый когда-то воздухозаборник принял форму ж… гм… перевёрнутого сердечка, как бы намекая, что самолёту теперь тоже…
На лётчике – ни царапины, но синяки от привязных ремней выглядели весьма внушительно…
От автора. Это байка, которая ходила по аэродрому. Как было на самом деле – рассказано здесь.