В тридцатые годы была борьба с религией. Ходили по домам и записывали, у кого иконы в переднем углу имеются. Вот я однажды, лет десять мне в то время было, увидела в окно, что к нам комиссия из сельсовета идёт." Наверное, иконы будут искать," - подумала я. Быстренько убрала иконы и спрятала их под подушку. Зашла комиссия вместе с моим отцом (он во время прихода "гостей" во дворе был), посмотрели, что пуст передний угол, и ушли восвояси. Отец меня похвалил: "Как ты догадалась? Молодец, что спрятала..."
Нам в детстве не велели что попало болтать даже в своём доме, потому что под окнами могли ходить злые люди, подслушивать и писать доносы. Однажды на колхозном собрании подвыпивший мужичок показал пальцем на портрет Сталина и сказал всего два слова: "Это он!" Больше того мужичка никто в деревне не видел.
Когда началась война, моего отца в конце июля уже забрали на фронт. Я очень боялась за него. Я каждый вечер выходила во двор, смотрела на небо, и говорила: "Господи, спаси моего папку!" Потом я списала молитву "Отче наш", которую увидела в доме своей подружки, выучила эту молитву и читала её каждый вечер. Молилась во дворе, глядя в небо, и никому об этом не говорила. Папа мой был под Москвой. Перед праздником Октября сорок первого года их построили и спросили: "Кто может написать плакат, шаг вперёд!" Мой папа сделал шаг вперёд и сказал: "Я могу!" (Он был художником-оформителем. А до революции, ещё мальчишкой, помогал своему отцу храмы расписывать и иконы писать.) Папу отправили писать лозунги и плакаты к празднику, потом направили в штаб рисовать карты. И так он рисовал карты до самой Победы. И кроме Москвы нигде не служил. Он даже присылал нам какое-то своё жалованье. Я помню, что уже не могла ходить от голода, и только лежала. И вдруг от папы пришёл денежный перевод! Мама купила муки, сварила из неё жидкий кисель, и накормила меня. Вскоре я встала на ноги.
В новогоднюю ночь на 1943 год я гадала - посыпала солью кусочек хлеба и загадала, когда кончится война. Потом положила хлеб под подушку. Мне приснился такой сон - Голубое небо, зелёная трава. А на небе написано огненными красными буквами: "Война кончится седьмого мая 1945 года." Утром я этот сон маме рассказала. А она вздохнула: "Как долго ещё!" И не велела мой сон никому рассказывать. Лучшей своей подружке я всё равно этот сон рассказала.
И эта моя лучшая подружка утром 9 мая 1945 года первая прибежала с радостным криком: "Война кончилась! Правда тебе тогда приснилась!"
А в июле сорок пятого и мой папа домой вернулся.
Все фото здесь из архива автора.