Верховная рада Украины утвердила предложенные президентом Петром Порошенко поправки в конституцию, закрепляющие евроатлантический курс. Хотя поправки в конституцию ничего не значат — то, чего добивается один президент, с легкостью отменяет другой.
Теперь президент Украины обязан быть «гарантом реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора». Такая же реализация вписана в полномочия правительства и Рады.
В преамбулу конституции добавлены слова о «европейской идентичности украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины», а из раздела «Переходные положения» исключен пункт, допускавший использование существующих военных баз для пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды (проще говоря, запрещается база Черноморского флота РФ в Крыму, потерю которого Киев не признает).
Украинцы — это европейцы
Теперь никто не имеет права усомниться в том, что украинцы — это европейцы. Теперь на этот счет имеется документ, за который проголосовали 334 депутата. Поскольку дело это серьезное, и записываться в европейцы нужно как следует подумав, в ноябре законность предлагаемых изменений подтвердил Конституционный суд Украины (КСУ).
Конечно, нельзя сказать, что все прошло как по маслу. Осенью, когда поправки одобрялись в первом чтении, за них проголосовало всего 311 человек, при необходимом минимуме в 300.
Обсуждение в КСУ проходило в нервозной обстановке, так как администрация президента чуть ли не подгоняла судей; решение принимали в спешке и тут же проголосовали в Раде. В итоге не провели референдум по такому важному вопросу, хотя оппозиция требовала этого.
Прогноз на членство
Петр Порошенко пообещал в конце января, что вступление Украины в ЕС состоится в 2024 году. Однако в Европе настроены менее оптимистично.
В 2016 году президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пессимистично заявлял, что Украина в течение ближайших 20-25 лет «определенно не сможет» стать членом ни ЕС, ни НАТО. Хотя это заявление было сделано в Гааге и, скорее, было призвано успокоить голландцев, которые чуть раньше отказывались поддержать на референдуме соглашение о свободной торговле ЕС-Украина (референдум, впрочем, не повлиял на подписание этого соглашения).
С тех пор уже вступили в силу соглашения о евроассоциации и о свободной торговле, введен безвизовый режим, а сам Жан-Клод Юнкер Украину в основном хвалит: «С прошлого года более полумиллиона граждан Украины извлекли максимальную пользу из безвизовых поездок в Европейский Союз, и наша двусторонняя торговля выросла почти на 25%. Количество украинских компаний, экспортирующих в ЕС, увеличилось более чем 40% с 2014 года», — сказал он на саммите ЕС-Украина летом прошлого года. Брюссель за несколько лет выделил Киеву в общей сложности почти $14 млрд на реформы, не считая более мелких кредитов. В реформах отмечается прогресс.
В общем, все хорошо — кроме того, что о конкретном членстве разговор пока никто не поддерживает. Результатом саммита с участием представителей ЕС, а также лидеров шести пост-советских стран (кроме Украины, это Грузия, Молдавия, Азербайджан, Армения и Белоруссия) в ноябре 2018-го стало заявление о поддержке «европейских устремлений и европейского выбора» этих государств, но не более того. Самое главное, как сказала президент Литвы Даля Грибаускайте, это не гарантии вступления, а упорство в реформах.
Европейский раскол
Сейчас, возможно, не самое удачное время для того, чтобы вводить в Евросоюз 42-миллионную страну, еще очень далеко находящуюся от окончания необходимых реформ. Помимо проблем, связанных с Brexit, Брюссель с трудом переваривает кризис в отношениях с Польшей, которую обвиняет в росте авторитаризма (Варшава в ответ возмущается экономическим и политическим диктатом Брюсселя), и с еще большим трудом справляется с разногласиями по поводу миграционной политики. Некоторые эксперты даже ставят вопрос о перспективе раскола ЕС на «восточный» и «западный». Только что из-за позиции Италии и Словакии, отказывающихся признавать Хуана Гуайдо главой Венесуэлы вместо Николаса Мадуро, министры иностранных дел ЕС не смогли согласовать заявление по Венесуэле. Венгрия в свою очередь отказалась подписывать совместную декларацию с Лигой арабских государств.
Достигать единой позиции в Европе становится все сложнее и сложнее. Очевидно, что если Брюсселю придется брать на себя финансовое спасение Украины, как это было в свое время с Грецией, это вызовет новую волну возмущения, и на этот раз более опасную.
Дождемся выборов
Киев так настойчиво и беззаветно рвется в Европу, что наверняка будучи допущенным в ЕС станет во всем поддерживать позицию Брюсселя; однако это может вызвать новые противоречия, например, между Украиной и Польшей, и это не говоря о неизбежных новых проблемах, которые попытается создать Россия. В любом случае, хоть в какой-то мере рассчитывать на Украину ЕС может только железно убедившись в неизменности ее курса, а для этого нужно как минимум дождаться следующих выборов президента.
Практика жонглирования конституционными реформами в нулевых годах показывает: в Украине поправки в конституцию ничего не значат — то, чего добивается один президент, с легкостью отменяет следующий.