Найти тему
Business Enlightenment

B2B vs B2C: Что это такое и в чем разница

Оглавление

Читайте на нашем сайте

B2B и B2C определения

B2C (Business to Customer). Вид взаимоотношений на рынке, когда бизнес напрямую продает товар или услугу конечным потребителям/физическим лицам. К примеру, компания может предоставлять услуги страхования людям - физическим лицам.

B2B (Business to Business). Самая важная разница с B2C то, что потребителями являются не конечные потребители или юридическим лицам. Тот же самый пример страховании. Компания может предлагать свои услуги компаниям и фирмам.

Если рассмотреть цепочку поставок, то можно разделить ее этапы на два сектора - B2B и B2C. Та часть, что не доходит до потребителя частного лица - границы рынка B2B. Оставшаяся часть - рынок B2C.

B2B и B2C в цепочке поставок
B2B и B2C в цепочке поставок

Разница между B2B и B2C

Помимо потребителей, существуют другие различия в рынках. Сюда входят длительность принятия решений, количество заинтересованных сторон, длительность отношений, а также количество клиентов.

Длительность принятия решений

В B2B рынке процесс принятия решений занимает много времени. Страховая компания, решившая предоставить свои услуги фирме, может потребовать некоторое время для сбора документов, анализа и проверке данных.

В B2C рынке наоборот, каждое физическое лицо не требует много времени.

Количество заинтересованных сторон

В B2B рынке сложно бывает находить компании, которые хотят сотрудничать, так как много заинтересованных сторон, которые влияют на компанию: акционеры и инвесторы, государство, их клиенты и другие. К примеру, страховая компания нашла потенциального клиента - крупную организацию, которая может сотрудничать со страховой компанией. Однако, заинтересованные стороны потенциального клиента будут влиять на решение о сотрудничестве со страховой фирмой.

Другой расклад дел обстоит на рынке B2C, в котором на потребителя не взаимодействуют никакие третьи лица.

Длительность отношений

В B2B рынке отношения между компаниями и потребителями длятся дольше чем на рынке B2C, так как на смену поставщика товара или услуг может потребоваться много времени. Именно поэтому компании отбирают лучших поставщиков. Обратное происходит на рынке B2C: потребитель может быстро менять компании если его что-то не устраивает.

Интересно? Вам пригодятся следующие статьи

Количество клиентов

Ясное дело, что у компании в B2C секторе клиентов много по сравнению с компанией в B2B секторе. Представим та же страховая компания в B2C секторе может иметь до тысячи клиентов, но если же она фокусируется на B2B сектор, тогда в базе клиентов могут находиться десятки крупных локальных компаний.

Источники: