В эту осень Уфу балуют «золотыми коллекциями», сначала Художественный фонд России привез выставку с таким названием в музей Нестерова, теперь в кинотеатре «Родина» прошел с 22 по 26 ноября кинофорум Госфильмофонда под аналогичным названием.
ГАЛАРИНА, фото автора
Обширная коллекция Госфильмофонда внесена в книгу рекордов Гиннесса. Когда в 1930 г. был создан Госфильмо-фонд, тогда к кино относились как к газете, — показали, посмотрели и выкинули. Понимающие люди подбирали эти пленки (иногда на помойках) и позже передавали в Госфильмофонд. В 50-е годы уже набралось приличное количество материалов, и началась системная работа. Собрался коллектив сотрудников, глубоко преданных идее сохранить уникальный пласт кинокультуры. Когда вышестоящие власти постановляли «уничтожить, смыть фильм» — сотрудники уносили его домой, а потом потихоньку возвращали в хранилище в безымянной коробочке, чтобы никакая проверка не нашла.
До сих пор случаются бесценные находки. К примеру, недавно нашли фильм Тарковского, считавшийся уничтоженным. Среди коллектива — всего 20 научников, но уже три года их силами издается журнал «Лавры кино». Об этом поведал нам Андрей Бычков, представитель Госфильмофонда на пресс-конференции. Журнал, кстати, бесплатно раздавали в фойе кинотеатра «Родина» 22 ноября перед
Пресс-конференция
встречей с артистами Борисом Галкиным и Инной Разумихиной.
Приведу несколько фрагментов из беседы с артистом Борисом Галкиным: «Скандал делает кассу, но это не имеет никакого отношения к творчеству. Сейчас забыта тема тружеников, как будто в дом и на стол все дается само собой. «Вспомнил про Василия Макаровича Шукшина, с которым снимался в фильме „Эхо забытых снегов“: «Шукшин находился в творческом процессе постоянно, ехал ли он в автобусе, глядя в окно, разговаривал ли с обычными людьми — все подмечал, выспрашивал, в записную книжечку заносил. Цензуры сейчас как таковой нет, но есть особый вид цензуры — собственное мнение ответственного лица — директора, редактора, причем у него есть мнение и все! Хотя это мнение ничем не подкреплено, ни на чем не основано, ни на опыте, ни на образовании, ни на профессионализме. Когда в Госкино при заявке на фильм «Князь Владимир» меня спрашивали на полном серьезе: „Ну, откуда такие знания?“ Осталось только с юмором ответить: „Ну, жил я в то время!“ Неужели непонятно, что читал, сидел в архивах, общался с историками»
Актер и режиссер Николай Бурляев
В первый день кинофорума насыщенную и задушевную программу Борис Галкин начал с исполнения песни на стихи Владимира Набокова «Нас мало юных...», через некоторое время очень тепло и просто рассказал о дружбе с Леонидом Филатовым — он был его однокурсником. Прочел восемь филатовских строк, когда-то адресованных Леонидом ему, и исполнил песню, посвященную их дружбе «Когда ходил троллейбус по Арбату». Прекрасных песен было много: артисты пели произведения собственного сочинения и песни из своих и советских фильмов. Прекрасный творческий тандем очаровывал своей искренностью и талантом. Когда-то Инна Разумихина снималась в фильме про Эдит Пиаф, поэтому песня из репертуара великой певицы на французском языке органично вплелась в ткань уфимского вечера, также как и поздравления Инны своей крестнице Дине Лапкиной, получившей гран-при на нашем республиканском фестивале детской анимации «Живые картинки».
После живого выступления артистов наступил час документального фильма, который представил режиссер Ильдар Якубов. События картины «Донбасс. Са-ур-могила. Неоконченная битва» повествуют о легендарной высоте 277,9, называемой в народе «Са-ур-могила». Пересказывать не буду, фильм есть в Интернете. Скажу только, что Кольцо Всевластья отдыхает, когда есть такая реальность на Земле. Режиссер сделал упор на документальный материал событий 2014 г. и хроники.
23 ноября в зеленом зале был немой фильм 1932 г. с настоящим тапером — живым пианистом, так когда-то сопровождался показ фильмов на заре кинематографа.
Эвклид Кюрдзидис
24 ноября показали фильм Соловьева «Кеды», который не попал в широкий прокат.
25 ноября на встрече с Борисом Грачевским и его знаменитым «Ералашем» зал был битком набит.
Закрытие кинофорума 26 ноября вели артисты — башкирская красавица Гульшат Гайсина и знойный грек-красавец, волею судьбы и таланта московский артист Эвклид Кюрдзидис. Эвклид непринужденно шутил, импровизировал, щедро раздавал комплименты, представляя коллег по кино, прекрасно пел по-русски и одну песню на греческом по просьбам публики совершенно завораживающим баритоном. Зал аплодировал и ему, и сорудникам-организаторам фестиваля.
Основное волшебство началось, когда на сцену вышел Николай Бурляев — легенда отечественного кино. Он подарил слушателям удивительную лекцию о Лермонтове.
Какой образ Михаила Юрьевича Лермонтова мы вынесли из школы — образ дерзкого, заносчивого, агрессивного человека. А поэт был красавец, умница, опережал своих ровесников в интеллектуальном развитии на 10 лет. Полторы тысячи раз за свою короткую жизнь написал «люблю, любить». Он был соткан из нежности и света.
Шесть лет Николай Бурляев работал над темой, снял фильм «Лермонтов», а в трехтомнике актера первый том называется «Мой Лермонтов» и в нем 400 страниц. Это полное погружение в тему. Столько энергии и страсти выплеснулось в зал, что после такого настроя 180 человек зрителей, затаив дыхание, посмотрели фильм о поэте (а это совсем не кассовый фильм) и ни один не ушел. Уровень этой сценарной и текстологической работы впечатляет, к тому же живой камертон — Николай Бурляев — перед началом настроил всех на высокую волну в искусстве. Стихи Пушкина и Языкова органичны в любую эпоху, особенно это чувствуешь, когда их произносит человек соответствующего духовного уровня.
После фильма в фойе вокруг артиста еще долго толпились самые чувствительные и впечатленные поклонники. Николай Бурляев продолжил беседу в узком кругу, и мы услышали его собственные стихи. Многие задумались, созреют ли среди нашего современного поколения такие исполины духа?
Кинофорум «Золотая коллекция Госфильмофонда» оказался воротами в кино, которое мы не знаем. На языке кино разговаривают и страны, и народы. На языке кино друг с другом говорят поколения — минувшие, нынешние и грядущие.
Год кино закончится, но российское кино не закончится никогда.