Найти тему
Международный Инь-Ян

Венесуэла в огне

Что случилось?

23 января 2019 года Д. Трамп признал тридцатипятилетнего Хуана Гуайдо, провозгласившего себя Президентом Венесуэлы, легитимным Главой государства, а Николаса Мадуро, переизбранного в мае 2018 года - нелегитимным. Вскоре самозванца признали также Канада, Аргентина, Перу, Чили, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Панама, Албания и Грузия. С другой стороны, поддержку законному Президенту выразили Россия, Китай, Турция, Иран, ЮАР, Мексика, Куба, Боливия, Уругвай. Ситуация накалилась до предела.

Фото с сайта МИД РФ. http://www.mid.ru
Фото с сайта МИД РФ. http://www.mid.ru

Почему произошло?

Во-первых, Венесуэла с конца прошлого века стала центром «Левого блока» Латинской Америки. 2 февраля 2019 года исполняется 20 лет со дня прихода к власти харизматичного Уго Чавеса, заложившего этот курс. Пример оказался заразительным – «левый поворот» охватил большую часть региона. В нем сформировались два крыла – радикальное, состоящее из Венесуэлы, Боливии, Эквадора, Никарагуа etc, объединённых в Боливарианский альянс для народов нашей Америки, и умеренное - из Бразилии, Аргентины, Чили, Уругвая и др. Первые открыто конфликтовали с США, вторые же более спокойно, но твердо противостояли американской экономической экспансии.

Во-вторых, уже через три года после начала правления Чавеса, 11 апреля 2002 года, в Венесуэле при поддержке американцев был проведен первый госпереворот, и CША тогда признали первого венесуэльского самозванца - Педро Кармона Эстанга. Однако он продержался у власти менее двух дней – народ и армия вернули Уго Чавеса, и путч был подавлен. Это оставило у северного соседа неприятный осадок недоделанной работы.

В-третьих, Венесуэла при левых правительствах стала надёжной опорой для Кубы, находящейся под санкциями США. Сразу после переворота она начала поставлять на Остров Свободы по 90 000 баррелей нефти ежедневно, взимая плату только за 65 000, и то по внутренним ценам. В ответ Куба присылала ежегодно по 40 000 врачей и медсестер в Венесуэлу для работы в бедных кварталах.

В-четвертых, в Венесуэле была проведена национализация системообразующих отраслей экономики. К 2006 году государство контролировало уже 51 % нефтедобычи, формирующей 90 % венесуэльского бюджета. В дальнейшем доля госкорпорации PDVSA лишь возрастала. А недавно стало известно, что по разведанным запасам нефти Венесуэла занимает первое место в мире, превосходя даже Саудовскую Аравию.

В-пятых, важнейшим торговым и инвестиционным партнером Венесуэлы в последние годы стал Китай, вложивший в ее экономику 70 миллиардов долларов. В условиях торговой войны с США Китай в октябре 2018 года отказался покупать американские нефть и СПГ, и естественно, для него возросло значение венесуэльской нефти.

В-шестых, Венесуэла в начале XXI века активно развивала политическое и военно-техническое сотрудничество с Россией. Её армия была перевооружена российским оружием, а Уго Чавес в 2006 году даже приезжал в Ижевск пообщаться с Михаилом Калашниковым. Каракас признал Абхазию и Южную Осетию. Трижды в Венесуэлу прибывали российские военные корабли и самолеты для совместных учений – в 2008, 2013 и 2018 годах. Последние учения вызвали весьма нервную реакцию в Вашингтоне.

Фото с сайта Президента РФ. http://www.kremlin.ru
Фото с сайта Президента РФ. http://www.kremlin.ru

В-седьмых, в последние три года в ходе «правого поворота», охватившего Аргентину, Бразилию, Чили, Перу у Венесуэлы появились недоброжелатели, а у США – союзники в Южной Америке. Они заблокировали членство Венесуэлы в МЕРКОСУР, максимально ограничили ее активность на континенте. После прихода к власти 1 января 2019 года в Бразилии президента Ж. Болсонару, весьма жестко настроенного по отношению к правительству Н. Мадуро, появилось ощущение удачного момента для решающего удара.

Хорошо или плохо?

С одной стороны, это, безусловно, плохо. Двоевластие в стране ведет к расколу общества и кровопролитным столкновениям. Если оппозиционерам будет оказана военная помощь США, ситуация может пойти по ливийскому сценарию. Россия при этом рискует потерять не только союзника на континенте, но и свои немалые вложения, хотя мы лишь на третьем месте среди крупнейших инвесторов.

С другой стороны, есть и положительные моменты. Ситуация показала, что простое указание США на то, кто на ее «заднем дворе» легитимный президент, а кто нелегитимный, уже не работает. Даже союзникам США не по душе такие методы - в НАТО Х.Гуайдо пока поддержали только Канада и Албания. А правительство Николаса Мадуро, если оно не прогнется и сумеет удержаться, наконец, перейдет к серьезным и системным реформам в экономике, чтобы обуздать гиперинфляцию и выправить ситуацию со снабжением населения товарами первой необходимости.

Фото с сайта Посольства Венесуэлы в России http://rusia.embajada.gob.ve
Фото с сайта Посольства Венесуэлы в России http://rusia.embajada.gob.ve

Итог:

События января 2019 года – это не спонтанные шаги администрации Д. Трампа, а следствие целенаправленной политики США в течение 20 лет. И если харизма Уго Чавеса помогала ему удерживаться на плаву, Николасу Мадуро гораздо труднее противостоять давлению. Выступления оппозиции разной степени интенсивности идут все шесть лет его правления. А экономические трудности, вызванные как внешним влиянием, так и ошибками правительства, формируют питательную среду для протестов. России и Китаю в этих условиях следует объединить свои усилия в поддержке Венесуэлы словом и делом - не только для защиты своих инвестиций, но и для предотвращения трагедии гражданской войны, а также для формирования новой архитектуры многополярного мира.