- Англичанка гадит! – говаривали в веке девятнадцатом, поминая всуе королеву Викторию. Веком ранее, с ролью пресловутой англичанки хорошо справлялись французы, в лице ловкого интригана герцога Шуазёля.
Вездесущие французские эмиссары мутили воду повсюду. Тропы усеянные французским золотом можно было проследить от отрогов Гиндукуша до Турции и от Северной Америки до Речи Посполитой.
В конце 60-х годов восемнадцатого века пытливый взор Шуазёля обратился на очередную польскую замятню. Эмиссары герцога, окунувшись в мир польской смуты, отличавшейся неистовой борьбой с русскими, иудеями, украинцами и самими поляками между собой, советовали не вмешиваться и поберечь деньги для более перспективных прожектов. Однако, в этот момент на сцене появился выдающийся авантюрист, будущий «герой» Великой Французской Революции полковник Шарль Дюмурье.
- Дайте мне поручение, а уж особо важным я и без вас его сделаю, - именно такой принцип пользовал полковник в своей деятельности.
Расписав Шуазёлю сказочные перспективы дела для ослабления России, снабжённый деньгами Дюмурье, немедленно был направлен на помощь конфедератам. Однако, к моменту прибытия французского эмиссара, польское восстание было разгромлено русскими войсками. Главную ставку конфедератов Дюмурье обнаружил в изгнании, в венгерском городе Эпериеш. Верхушка восставших к этому времени представляла собой довольно поиздержавшееся, праздное общество кутил и гуляк, просаживающих последние деньги в попойках и карточных играх. Окрестности города были наводнены остатками шляхетских отрядов, начисто лишённых совести и дисциплины.
Появление в Ставке «заряженного» деньгами Дюмурье, способного придать восстанию новое дыхание, произвело настоящий фурор. Немедленно все магнаты и полевые командиры поспешили засвидетельствовать своё почтение прибывшему эмиссару. Для поднятия своей значимости в глазах французского гостя, а главное, для получения денег, они, перебивая друг друга, врали ему о численности подчинённых им отрядов, смело завышая её в несколько раз.
Тем не менее, Дюмурье был человеком опытным и не питал особых иллюзий в отношении новоприобретённых союзников. Засучив рукава он принялся за создание армии из оказавшегося под рукой сброда.
Первым делом было обеспечено снабжение. В приграничных районах начали создаваться запасы продовольствия, обустраиваться склады оружия. В войсках было введено единоначалие. Номинальным вождём восстания на импровизированном сейме единогласно был избран принц Карл Саксонский, после чего часть проголосовавших сразу же отказалась ему подчиняться. Однако, пока Дюмурье сидел на деньгах, разногласия были не такими критическими.
Не ставя в известность собственное правительство, Дюмурье выписал из Франции опытных солдат, превратив их в инструкторов, обучавших конфедератов военному делу. Понимая, что людей всё равно не хватает, пришлось прибегнуть к найму «опытных европейских воинов».
- Позвольте, но это же настоящая мразь, прусские и австрийские дезертиры, - говорили ему скептически настроенные французские инструкторы.
- Ничего! Ничего! Ребята себя покажут! - возражал им полностью захваченный идеей восстания Дюмурье.
В попытке увеличить армию, Дюмурье задумал вооружить польских крестьян.
- Что вы такое говорите! - тут же взбеленилась шляхта, выступив против единым фронтом.
Разработанный Дюмурье план боевых действий представлял собой вершину французского военного искусства и изобиловал инструкциями, расчётами и графиками движения войск. Имея на бумаге силы около 60 тысяч штыков и сабель (в реальности значительно меньше), Дюмурье оперировал на огромных пространствах, предусмотрев даже походы на Смоленск и Москву. То есть план не имел ничего общего с окружающей действительностью, а внушительно выглядевшие на схемах местности отряды повстанцев, никак не соотносились с реальным состоянием дел.
Свой поход на восток полковник Дюмурье начал в середине апреля 1781 года. Конфедератам удалось обеспечить внезапность нападения. В течение короткого времени малочисленные русские гарнизоны были перебиты, а разрозненные отряды, шедшие им на помощь, были вытеснены за Вислу. Округа подверглась тотальному разграблению, которое сопровождалось избиением крестьян и еврейскими погромами.
На волне грандиозного успеха армия конфедератов полностью утратила дисциплину. Войска захлестнули азартные игры, танцы и разгул, переросший в эпидемию повального пьянства. Дюмурье, в попытке сохранить остатки хоть какого-то порядка, метался между отрядами, взывая к разуму, угрожая, наказывая, но ничего изменить уже не мог. Особо буйные начали задавать неудобные вопросы:
- Что этот "лягушатник" о себе возомнил?!
Самого Дюмурье от расправы спасал только отряд французских головорезов, составлявших личную охрану эмиссара.
Внезапно в гнездо нарастающего разгула нагрянул Суворов. Решающее сражение с силами Дюмурье произошло в мае 1771 года у замка Ландскорона. Войска конфедератов численностью около 3,5 тысяч человек располагались на сильной позиции. Левый фланг опирался на Ландскорону, имевшую многочисленный гарнизон и около трёх десятков орудий. Центр и правый фланг проходившие по гребню высоты были прикрыты рощами и густым кустарником, в которых разместились французские застрельщики. Основу армии инсургентов составляла лёгкая шляхетская конница.
Дюмурье планировал заманить русских в ловушку. Расчёт строился на том, что наступающие по пересечённой местности русские колонны сломают строй и подойдут к позициям конфедератов в беспорядке. Общий залп внесёт в ряды противника ещё большую сумятицу, а одновременный удар шляхетской конницы довершит разгром врага.
Суворов сломал все шаблоны. Беглым взглядом окинув поле боя, он, не дожидаясь подхода основных сил, сходу бросил в бой казаков и эскадрон карабинеров. Атака была настолько внезапной, что Дюмурье не успел отдать команду на открытие огня. Казаки, рассыпавшись по полю, быстро преодолели простреливаемое пространство, сформировав на гребне лаву. С налёта врезавшись в конфедератов, они опрокинули центр и правый фланг. Разгром довершили карабинеры, на полном скаку влетевшие в инсургентов. Пытаясь восстановить положение в бой ринулась конница магната Миончинского, однако и она была опрокинута. Князь Сапега ударами сабли пытался остановить бегущих, но настолько увлёкся, что был заколот своими. Сам Дюмурье бросился к венгерским гусарам, но те, сделав залп в сторону противника храбро скрылись за горизонтом. После этого началось повальное бегство.
Бой длился не более получаса. Армия конфедератов была рассеяна. Дюмурье с личной охраной удалось уйти от преследования. Сидя на границе он ещё долго не решался отправить герцогу Шуазёлю донесение о провале миссии. Однако слухи о разгроме быстро достигли Парижа и полковник Дюмурье вскоре был призван к ответу за растраты и превышение полномочий, что однако не сильно повредило его дальнейшей карьере.
Друзья! В продолжение, хочу предложить Вам похожие статьи:
ПРОМЕНЯТЬ СОСТОЯНИЕ НА УЛАНСКИЙ ПОЛК
ТЕНИ ВАТЕРЛОО. ГВАРДИЮ В ОГОНЬ!
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Все представленные в статье иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.