Исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус придумали теорию, согласно которой все люди делятся на социокультурные типы, в зависимости от времени, когда они родились и выросли.
Теорией поколений пользуются маркетологи для разработки стратегий коммуникации с представителями разных эпох. Всем остальным знания о разных поколениях помогут в понимании людей, с которыми приходится взаимодействовать ежедневно: начальников, супругов, детей.
Бывает сложно понять, почему ваш близкий не хочет идти с вами на вечеринку или зачем он так пристально следит за мировой экономикой. Возможно, разгадка кроется в его принадлежности к поколению X, которому свойственны индивидуализм, образованность и консервативное отношение к деньгам.
Цикличность смены поколений
Согласно теории Хоува и Штрауса, история имеет волнообразное течение. Каждые пару десятков лет происходит смена эпох: после расцвета государства идет пробуждение индивидуальности, а затем спад и зарождение новой системы с новыми ценностями. Один цикл состоит из четырех фаз и, соответственно, четырех поколений.
Поколение — люди, родившиеся в промежутке в 20—25 лет. Их объединяют общие исторические события, похожие взгляды на жизнь и чувство принадлежности к одной общности.
Беби-бумеры
На Подъеме общество ориентируется на государственные институты, власть крепнет, формируется поколение Пророков.
В России это годы хрущевской оттепели, когда людей обеспечивали жильем и работой, а вера в светлое будущее создавала оптимистичный настрой. Людей, родившихся в 50—60 годах, называют беби-бумерами.
Поколение X
Следующий этап — Пробуждение. Власть теряет свой авторитет, возникает культ бунта и противопоставления индивида обществу. В эту эпоху формируются Странники.
Применительно к России это дети, родившиеся в предперестроечную эпоху, примерно с 1965 по 81 годы. Их называют поколением «Икс». Они застали падение устоев, безработицу и девальвацию рубля. На лихие девяностые приходится их молодость и выбор жизненной позиции.
В результате формируется характерное мировоззрение, в котором присутствует недоверие к авторитетам, расчет на собственные силы и стремление заработать на жизнь любым доступным способом.
Поколение Y
После Пробуждения наступает Спад. В эту эпоху формируются Герои, растущие в изобилии ресурсов и свободе выбирать свой жизненный путь. Это поколение Y — люди, родившиеся с середины 80-х (по другим данным, с 1982 года) по конец девяностых годов.
В России поколение Y формировалось в эпоху относительной стабильности, сильного влияния Запада и бурного развития технологий. Обычно благодаря родителям эти люди прочно стоят на ногах и не сомневаются в собственной исключительности. Они полны амбиций, но далеко не всегда верно оценивают свои возможности.
Поколение Z
Последний этап цикла — Кризис. В эту эпоху зарождается новая государственная система, а общество вновь объединяется вокруг совместных идеалов. Формируется поколение Художников.
Представители поколения Z, родившиеся в начале 2000-х, сыты той свободой, которой так дорожат их родители. Они живут в мире высоких технологий и легко пользуются ими в личных целях.
«Зеты» гораздо меньше ценят информацию, потому что информационный поток и так слишком сильный. Скорее, они сами борются за внимание других, развивая свои каналы в социальных сетях. Они общаются со многими, не слишком глубоко погружаясь в отношения.
Теория поколений довольно спорная, ее много критикуют. Но некоторые крупные компании продолжают пользоваться знаниями о разных поколениях, чтобы сформировать лучшее предложение для аудитории на рынке.
А к какому поколению принадлежите вы? Поделитесь в комментариях своим отношением к теории. В следующий раз мы подробнее расскажем о поколении Z — наших детях: какими видят их будущее социологи.
Иллюстрации: Natalya Duke