Специалисты — геммологи утверждают, что существует порядка 280 оттенков янтаря. Но основных четыре: желтый, красный, зеленый, белый (королевский). Остальные являются производными от них. Одним словом, широкое поле деятельности для ювелиров. На одном из сайтов, связанных с Калининградской областью, столкнулся с таким мнением (обсуждался вопрос о причинах появления больших залежей янтаря в регионе): «потому что под Калининградом есть янтарная фабрика, которая занимается его добычей и последующей обработкой… Если бы не было этой фабрики, то никто бы этого янтаря никогда не увидел…».
Интересный факт! 90% мировых запасов янтаря находится в Калининградской области. Значение этого факта для региона трудно переоценить.
Уже на Белорусском вокзале столицы начинаешь потихоньку знакомиться с «солнечным камнем». Поезд Москва – Калининград называется «Янтарь». В одной из статей, опубликованных на сайте, я рассказывал о своих впечатлениях от поездки на нем. Предвосхищая возможные вопросы, сразу замечу, что назвать вокзал Калининграда, используя журналистские штампы, воротами в янтарное царство (или что-то похожее) не удастся. Ни магазинов, ни ларьков, ни коробейников с изделиями из янтаря здесь нет.
Современный янтарный комбинат
Экскурсии на комбинат пользуются особой популярностью у туристов. Проводятся они строго организованными группами и под руководством специальных сотрудников комбината. На комбинате жесткая контрольно-пропускная система.
Первая точка на пути экскурсионных групп — «Янтарный замок» — нечто среднее между краеведческим музеем и выставкой-распродажей изделий из солнечного камня. Причем расположен он в здании, которое является яркой иллюстрацией современной Калининградской области. Часть здания времен Морица Беккера отреставрирована, ее помещения отличаются хорошей отделкой, выставка состоит из дорогих, эксклюзивных экспонатов и ювелирных изделий, предназначенных для продажи. А другая, значительная составляющая комплекса остается до сих пор в разрушенном состоянии. Таких примеров и по всей области сколько угодно. Музейная экспозиция интересная. Но о ней чуть позже.
Главный объект, который входит в экскурсионную программу, особого впечатления не вызывает. Речь идет о карьере, откуда и начинается процесс превращение окаменевшей смолы в прекрасные ювелирные изделия, главной деталью которых являются «слезы моря», «дары солнца», «медовые капли» и пр. Находясь на краю карьера, наблюдая за работой бульдозеров, самосвалов и шагающего экскаватора (длина стрелы – 70 метров, объем ковша – 10 кубометров, вес – 600 тонн), туристы становятся свидетелями лишь первого этапа добычи. В ходе него снимается 40-60 метровый слой песка и выделяется полезная «голубая земля» (в кубометре породы – 2-4 кг полезного минерала).
А дальше: водяная пушка, мощным напором превращает полезную породу в пульпу (смесь песка, голубой глины и янтаря), рабочие «вылавливают» крупные куски минерала специальными сачками, а поток направляют по назначению (янтарь на сортировку, остальное в море). Очередной этап – сложная и ответственная процедура обколки, обдирки, опиловки, обточки, огранки всех пригодных кусочков солнечного камня. Здесь важно найти золотую середину: максимально очистить минерал от корки окислов и в тоже время не допустить излишнее уменьшение полезной части. При этом помнить, что крупные куски, весом более 100 грамм составляют менее 1% от общей массы добычи, а эксклюзивные экземпляры от 1 кг – попадают в разряд драгоценных камней.
Интересный факт! Запасы янтаря на карьере оценивают более чем в 116.000 тонн. Если добыча будет продолжаться нынешними темпами, то этого хватит еще более, чем на 200 лет. Потом, объясняют специалисты, карьер будет затоплен, как это сделали с его предшественником в 70-е годы прошлого столетия.
Особый интерес представляют куски янтаря с «инклюзами» — сохранившимися в смоле частичками веток или листочков, фрагментами и даже целыми насекомыми, представителями членистоногих, пузырьками газа, наконец, даже (ну совсем редко) тельцами ящериц и лягушек. Несмотря на то, что количество янтаря с «инклюзами» доходит до 10% от общей добычи, цена таких раритетов «кусается». А наиболее эксклюзивные образцы в продажу не попадают. Их место в музее. Поэтому, если вам предложат «за недорого» янтарь с «инклюзом» — бабочкой-красавицей, скорпионом (ну не водились они в том регионе) или яйцом динозавра, расписанного под Фаберже, не верьте. Специалисты корректно называют такие «шедевры» «имитацией янтаря».
Как и в других случаях, когда приходится описывать что-то необычное, красноречия для рассказа о большинстве музейных экспонатов попросту не хватает. Вот некоторые из них. Причем они представлены без учета их ценности, а по принципу – «мне понравилось».
Понравилась статья? Не скупитесь на лайк! А если вы хотите узнать ещё больше интересных новостей - читайте наш он-лайн путеводитель о путешествиях AIRINSAIL!